Авиакомпания «Ryan»

В 1955-1963 годах компания «Ryan» разработала ряд необычных экспериментальных самолетов.Ryan Х-13 Vertijet: впервые взлетевший 10 декабря 1955 года, этот одноместный самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) был оснащен ТРД Rolls-Royce Avon тягой 4536 кг.Х-13 не имел шасси и был предназначен для посадки в вертикальном положении на специальную тележку, к которой он крепился с помощью крюка в передней части фюзеляжа.Было построено два прототипа. Первый полет осуществлялся с обычным взлетом (по-самолетному) с использованием временного фиксированного шасси. Первый полет по полному профилю, с переходом от вертикального положения к горизонтальному и обратно, состоялся 11 апреля 1957 года. Оба прототипа прошли всю запланированную программу испытаний.

Ryan VZ-3RY Vertiplane: одноместный самолет VZ-3RY был создан для исследований укороченного/вертикального взлета и посадки. Этот высокоплан был оснащен одним турбо-вальным двигателем Avco Lycoming T53-L-1 мощностью 10ОО э. л. с. (746 кВт), установленным в фюзеляже. Он приводил два винта большого диаметра, размещавшихся перед передней кромкой крыла. В хвостовой части VZ-3RY было установлено поворотное сопло, обеспечивающее управление на режиме висения. Широкие закрылки большого размаха находились в зоне струи от воздушных винтов. Это позволяло Vertiplane совершать практически вертикальный взлет при горизонтальной скорости 40 км/ч после пробега всего девяти метров, а также осуществлять висение на высотах до 1130 м.После завершения 21 испытательного полета на фирме, самолет был передан НАСА.Ryan XV-8A Fleep: два таких экспериментальных самолета с гибким крылом были построены «Ryan» для Армии США. По сути, машина представляла собой одноместный мотодельтаплан с крылом Рогалло. На открытой платформе находилось 12 швартовоч-ных колец для груза, позволявших аппарату перевозить до 454 кг полезной нагрузки (включая пилота) с максимальной скоростью 105 км/ч. Простой в пилотировании аппарат был легок в разборке и сборке, а его транспортировка не вызывала затруднений.

Ryan VZ-11RY (позднее XV-5A и XV-5B Vertifan): по внешнему виду самолет представлял собой обычный среднеплан с убирающимся шасси и двухместной кабиной, в которой экипаж размещался бок о бок на катапультных креслах класса «ноль-ноль». Но, на самом деле, это был экспериментальный самолет для отработки концепции «вентилятор в крыле». Два больших вентилятора располагались горизонтально между лонжеронами крыла, а еще один, меньших размеров, был установлен в носовой части для управления по тангажу в вертикальном полете.Силовая установка состояла из двух ТРД General Electric J85-GE-5 тягой по 1206 кг, мощность которых могла использоваться для привода вентиляторов на режиме висения или создания тяги в горизонтальном полете. Переход от одного режима к другому производился с помощью поворотных дефлекторов над вентиляторами.Первый из двух прототипов XV-5 взлетел 25 мая 1964 года. Всего обе эти машины к октябрю 1966 года налетали 338 часов. Один самолет был потерян в апреле 1965 года, а второй получил повреждения в октябре 1966 года. В 1967-1968 годах он был восстановлен и доработан и, получив обозначение XV-5B, использовался для исследований НАСА до 1971 года.