Авиалайнер NAMC YS-11


В 1956 году шесть основных японских авиационных фирм «Fuji», «Kawasaki», «Mitsubishi», «Nippi», «Shin Meiwa» и «Showa» под эгидой созданного объединения TADA («Transport Aircraft Development Association») приступили к совместной разработке авиалайнера среднего класса. В 1957 году правительство Японии начало финансировать работы, а в 1959 году в дополнение kTADA была образована компания NAMC — «Nihon Aeroplane Manufacturing Company». Первый из двух построенных прототипов самолета YS-11 с 30 августа 1962 года летал с двумя ТВД Dart RDa. 10 Mk 542, оснащенными четырехлопастными винтами. Самолет имел гарантированный правительством, хотя и небольшой по объему, спрос в Японии, несколько машин поставили на экспорт. До прекращения в 1974 году серийного производства было построено 182 авиалайнера.

Исходным вариантом стал YS-11А-100, построено 48 самолетов. В это число входят и два пассажирских транспортных YS-11А-103/105, поставленных Воздушным силам самообороны в 1965-1966 годах под обозначением YS-11Р для VIP-перевозок. Позже их доработали в са-молеты-калибровщики.В 1970 году Морские силы самообороны получили два транспортно-пассажирских YS-11 А-113 (YS-11М), эти машины также входят в общее количество построенных YS-11А-100.

На втором серийном варианте YS-11А-200 стояли ТВД в 1350 л. с., массу полезной нагрузки довели до 6604 кг. Построено 92 самолета, два поставлены как транспортные YS-11А-218 Воздушным силам самообороны, шесть транспортных YS-11А-206 — Морским силам самообороны. Шесть флотских машин вместе с двумя YS-11A-600 в 1970-1974 годах модернизировали в учебные противолодочные YS-1 1Т-А, установив поисковую РЛС и другую спецаппаратуру. В 1971 году
Воздушные силы самообороны дополнительно приобрели один YS-11А-213 для конверсии в морской калибровщик радионавигационных систем YS-11FC. По шесть самолетов варианта YS-1 1 А-200закупили вооруженные силы Греции и Филиппин. Третий серийный вариант YS-1 1А-300 предназначался для перевозки людей и грузов.

В переднем салоне помещалось до 48 пассажиров, заднюю часть фюзеляжа занимал отсек с грузовым люком по левому борту. Всего построили 16 самолетов, два грузопассажирских YS-11А-305 в 1968 году поставили Воздушным силам самообороны под обозначением YS-11 PC. Максимальная масса полезного груза на четвертом серийном варианте YS-11А-400 была увеличена до 7215 кг. Построено девять самолетов, семь из которых (YS-11А-402) передали в 1969-1970 годах Воздушным силам самообороны, где они эксплуатировались под обозначением YS-11 С. Два YS-11А-404 в 1971 -1973 годах под обозначением YS-11М-А получили Морские силы самообороны. Один YS-11С в 1977 году доработали в учебно-штурманский самолет YS-11 NT. Самолет YS-11М стал последним вариантом, летавшим в Морских силах самообороны. Три YS-11М списали в 2011 году. В 1971 году Воздушные силы самообороны закупили три YS-11А-402 для модернизации в самолеты РЭБ. Первые два переоборудовали в 1976-1977 годах в учебные самолеты РЭБ YS-11Е, третий в 1983 году конвертировали в самолет радиотехнической разведки  YS-11EL.

В конце 1980-х годов Воздушные силы самообороны переоборудовали несколько своих YS-11А в транспортные. На одной машине установили систему постановки помех J/ALQ-7 и более мощные ТВД General Electric Т64, два самолета адаптировали для калибровки радионавигационных систем, установив оборудование компании «Litton», три машины переоборудовали в самолеты радиотехнической разведки, установив аппаратуру J/ALR-2, еще два —доработали под VIP-перевозки.