Авиалайнер Boeing 747-8

В 2011 году спустя 40 лет после начала эксплуатации первого 747-100 компания «Boeing» представила новый удлиненный вариант своего авиалайнера. Работы над новой, удлиненной модификацией 747-8 была начата в конце 2005 года. Авиалайнер разрабатывался в двух вариантах: грузовой 747-8 Freighter (747-8F) и пассажирский 747-8 Intercontinental (747-81).Созданный на базе лайнера 747-400 новый самолет получил удлиненный до 76,25 м фюзеляж, имевший вставку длиной 4,06 м в передней части фюзеляжа и вставку длиной 1,52 м сзади  в результате 747-8 стал самым длинным пассажирским авиалайнером в мире. Но более существенным отличием 747-8 стало его крыло, полностью спроектированное заново и, в сравнении с крылом на 747-400, толще и более совершенного сверхкритического профиля.

Отличительной особенностью 747-8 стало применение законцо-вок крыла нового типа  гребневые законцовки отличаются от тех, что применены на 747-400, и увеличивают размах крыла до 68,40 м. Конструкция таких законцовок позволяет уменьшить концевые вихри, спутный след и сопротивление и тем самым обеспечивает снижение расхода топлива. Механизация нового крыла включает новые закрылки, внешние секции которых однощелевые, а внутренние  двухщелевые.Примерно 70% конструкции 747-8  новые. При этом 747-8 имеет большую массу, чем его предшественник: максимальная взлетная масса  447 700 кг (на 51 т или 13% больше). Силовая установка включает четыре двигателя General Electric GEnx-2B67 тягой по 296 кН каждый, которые разработаны на базе GEnx-lB (один из двух вариантов для 787). Причем совместно с НАСА специалисты «Boeing» разработали новую форму срезов гондол двигателей. Задняя кромка имеет зубцы, которые получили название шевроны и позволяют снизить шумность двигателя за счет более плавного смешения реактивной струи с окружающим воздухом.

Расчетная максимальная взлетная масса 747-8 составляет 442 260 т, что делает самолет самым тяжелым среди всех построенных в США. Пассажирский вариант в трехклассной компоновке рассчитан на 467 мест, включая 48 мест в бизнес-классе на верхней палубе, и может совершать с ними полет со скоростью М=0,855 на дальность 14824 км.Вариант 747-8 Freighter способен перевозить груз массой 140 т на дальность 8135 км. Для сравнения, новый «грузовик» берет на главную грузовую палубу на четыре палеты размером 2,44 х 3,18 м больше, чем 747-F, и на три палеты больше на нижнюю грузовую палубу. Отличительной особенностью 747-81 стал обновленный салон  с новыми иллюминаторами и элегантным трапом, который ведет на верхнюю палубу увеличенного размера, схожую с основным салоном на 737-300/-700.Сборка первого самолета 747-8 (в варианте Freighter) была начата в августе 2008 года. Первый  самолет должен был поступить в эксплуатацию в 2009 году, но дату пришлось переносить  программа стала испытывать различные трудности. Первый полет состоялся только 8 февраля 2010 года опытный «грузовик» поднялся с аэродрома Пейн-Филд. Следом за ним в марте были облетаны еще два самолета-«грузовика». Финаль ная сборка первого пассажирского 747-81 началась 8 мая 2010 года и завершилась в феврале 2011 года. Облетан авиалайнер был 20 марта 2011 года с аэродрома в Пайн-Филд.Тем временем «Boeing» сформировала большой портфель заказов на оба варианта, а 19 августа 2011 года получила сертификат типа на авиалайнер от американской Федеральной авиационной администрации FAA и от Европейского агентства по авиационной безопасности EASA. Поставка первому заказчику, «Cargolux», состоялась в октябре 2011 года, на следующий месяц авиакомпания приступила к эксплуатации 747-8.

Первый заказ на 747-8 Intercontinental в мае 2006 года разместил неназванный VIP-заказчик, следом за которым заказ на 20 машин был получен от «Lufthansa». Сертификат типа на Intercontinental получен от FAA 14 декабря 2011 года, а 25 апреля 2012 года «Lufthansa» получила свой первый 747-81, ставший 1443-м по счету самолетом семейства 747-х, покинувшим предприятие. Его эксплуатация началась в июне.В последующем более активно продавалась грузовая модификация 747-8. Следует отметить, что на дальнемагистральных маршрутах 747-8 имеет весьма сильного конкурента в лице Airbus А380.По состоянию на март 2013 года, «Boeing» получила заказы на 70 самолетов 747-8 Freighter (8 заказчиков) и на 40 самолетов 747-8 Intercontinental, а объем поставок достиг 46 самолетов.