Авиалайнер Bombardier CSeries

Авиалайнеры нового семейства CS, разработанные под брендом CSeries,  пассажирские самолеты нового поколения канадской компании «Bombardier», рассчитанные на перевозку 100-160 пассажиров и созданные с широким использованием новейших технологий. начала 1990-х годов канадская компания «Bombardier» являлась одним из двух главных игроков на мировом рынке региональных авиалайнеров (наряду с бразильской EMBRAER). Начало работ по новому семейству пассажирских самолетов  попытка укрепить свои позиции на рынке региональной авиации, где до того безраздельно господствовали «Boeing» и «Airbus».

Работа над новой линейкой авиалайнеров была начата канадскими специалистами в ответ на бразильское семейство E-Jet, выведенное на рынок в 2002 году. Канадская компания первоначально приступила к проекту BRJX («Bombardier Regional Jet expansion»), но затем закрыла его и в июле 2004 года объявила о начале работ по семейству авиалайнеров, в которое вошли модели С110 и С130 вместимостью 110 и 130 мест, соответственно. При этом компания впервые выходила в сегмент рынка, где предлагались наименее вместительные версии Boeing 737 и Airbus А320.После получения поддержки, в том числе финансовой, от канадского и британского правительств компания «Bombardier» в 2006 году решила на некоторое время «заморозить» проект, но на следующий год вновь запустила его.Официальный старт программе был дан в июле 2008 года на выставке Фарнборо (с того момента компания начала сбор заказов на новые самолеты), а в 2009 году авиалайнеры получили новый бренд  CSeries. Модели авиалайнеров были переименованы, соответственно, в CS100 и CS300 и теперь имеют базовую версию и вариант увеличенной дальности, а для CS300 создан и вариант увеличенной вместимости.

Основными особенностями новых самолетов были объявлены высокая топливная экономичность и максимально сниженные эксплуатационные расходы (на сегодня расчетные данные говорят о снижении указанных расходов в пределе 15-20% по сравнению с существующими аналогами). Кроме того, разработчик добился существенного снижения эмиссионных выбросов и уровня шумов  преимущественно за счет применения новых авиадвигателей.По данным разработчика, примерно 70% планера авиалайнеров серии CS составляют композиционные материалы и современные алюминиево-литиевые сплавы (соответственно, 46% и 24%), что позволило существенно снизить массу самолетов (примерно на 5,5 т в сравнении с аналогами) и улучшить экономические показатели по эксплуатации.Авиалайнеры предлагаются с одним вариантом силовой установки  новыми редукторными двигателями типа PurePower PW1500G, имеющими тягу до 102,3 кН и отличающимися на 20-25% лучшей топливной экономичностью по сравнению с аналогами. Канадский сертификат на новый двигатель был получен в августе 2011 года.По состоянию на 30 июня 2013 года компания «Bombardier» получила заказы на авиалайнеры семейства CS в следующем объеме: CS100  на 63 самолета, CS300  на 114 самолетов. Плюс в опционах и соглашениях о намерениях  еще 151 самолет. Среди важнейших заказчиков  авиакомпании «Lufthansa» («Swiss»), «Korean Air» (стартовый заказчик в Азии), «Republic Airways Holdings» и «Malmo Aviation».