Вертолет Sikorsky H-5

Н-5 по праву считается первым в мире вертолетом, поступившим в массовое серийное производство. В основном вертолеты Н-5 находились на вооружении ВС США, но под обозначением Dragonfly он строился также компанией «Westland». Входе дальнейших работ по совершенствованию вертолета R-4 конструкторы во главе с И. Сикорским разработали вертолеты R-6 Hoverfly и R-5 (фирменное обозначение S-48). R-5 построили в количестве 65 машин, преимущественно как поисковоспасательный для Армии США (затем ВВС США).После окончания Второй мировой войны рынок военных вертолетов не выглядел таким перспективным как сегодня, поэтому компания «Sikorsky» вложила средства и в проект разработки коммерческой версии R-5, которой присвоили обозначение S-51. Его стартовым заказчиком стала «Los Angeles Airways», открывшая 1 октября 1947 года первый в мире вертолетный сервис по доставке почты.


ВМС США в свою очередь провели оценочные испытания нескольких H02S-1 (армейский R-5A), но заказ разместили на S-51, получивший военное обозначение H03S-1. В 1947 году два H03S-1 были направлены в первый поход на борту плавбазы гидросамолетов «Пайн Айленд» (AV-12), в рамках руководимой адмиралом Ричардом Бердом знаменитой операции «Hijump», став первыми вертолетами, оказавшимися в Антарктике. 9 февраля 1947 года один из вертолетов выполнил первую операцию по спасению из воды летчиков: вылетев с борта авианосца «Франклин Д. Рузвельт» (CV-42), он спас экипаж Curtiss SB2C Helldiver, потерпевшего аварию из-за неисправности двигателя. После этого для авиации ВМС и КМП США были закуплены еще 99 H03S-1, которые с 1947 года стали в ВМС, КМП и Береговой охране США стандартными вспомогательными и спасательными вертолетами. ВВС США, оценив возможности поисково-спасательных R-4 и R-5, решили приобрести для тех же целей партию S-51, которые получили обозначение Н-5. После начала войны в Корее 3-я спасательная эскадрилья, дислоцированная в Японии, имела девять Н-5. Вертолеты сразу перебросили в Корею, и до конца 1950 года ее летчики спасли 73 членов экипажей сбитых самолетов, оказавшихся за линией фронта. Принадлежавшие ВВС вертолеты Н-5 также привлекались к перевозке раненых в мобильные армейские полевые госпитали (MASH — от Mobile Army Surgical Hospital) и перевозке тяжелораненых в тыловые, более крупные госпитали и госпитальные суда, находившиеся у побережья.

ВМС США направили в Корею на борту нескольких авианосцев и ряда крупных кораблей две эскадрильи, HU-1 и HU-2. Вертолеты H03S-1 использовали как поисково-спасательные и для доставки грузов и почты с корабля на корабль, а позже  в качестве передовых авианаводчиков и для поиска мин с воздуха.Всего выпущено 220 вертолетов, из них 51  коммерческий.Вертолет также выпускался по лицензии британской «Westland», где получил обозначение Dragonfly. Первый британский WS-51 поднялся в воздух 7 октября 1948 года,вертолеты поставлялись преимущественно местным ВВС и ВМС. В последнем случае Dragonfly входил в состав авиагрупп авианосцев и решал задачи связи с берегом и поиска и спасания. ВВС использовали его в качестве медико эвакуационного.

Всего компания «Westland» собрала 159 вертолетов Dragonfly. Некоторое их количество приобрели ВВС таких стран, как Египет, Франция, Ирак, Италия, Цейлон (Шри-Ланка), Япония, Таиланд и Югославия. Компания собрала и несколько коммерческих WS-51. В июне 1950 года компания «British European Airways» открыла с помощью S-51 первую в мире регулярную вертолетную пассажирскую линию между Ливерпулем и Кардиффом.В 1953 году британские Dragonfly были переброшены в Малайю, где оказали значительное влияние на ход боевых действий, позволив армейским подразделениям совершать неожиданные и быстрые маневры, заставая противника врасплох. Они также использовались в качестве транспортных и медико-эвакуационных. После войны в Корее часть НОЗ и Н-5 были переоборудованы «Sikorsky Aircraft» в гражданские S-51 и успешно проданы на рынке. После многих лет активной службы в 1957 году последние Н-5 и H03S-1 были сняты с эксплуатации Вооруженных сил США.