Ударные варианты DOUGLAS SKYRAIDER



Самолет XBT2D-1, спроектированный Эдом Хайнеманом, работавшим на заводе «Douglas» в Эль-Сегундо, оказался более надежным и мощным, чем машины семейства XBTD-1. Он активно применялся во всех видах ВС США.

XBT2D-1
С июня 1945 года по май 1948 года ВМС США получили 25 самолетов XBT2D-1. Эти машины, заказанные по контракту от июля 1944 года, использовались в качестве опытных и для оценочной эксплуатации. Вооружение — две 20-мм пушки и до 3629 кг средств поражения на внешней подвеске. Две машины позже переоборудовали в XBT2D-1N  прототип тоехместного ночного штуомовика с РЯС пол коылом.
AD-1
Первый серийный Skyraider, AD-1, был облетан 5 ноября 1946 года. Всего выпущено 242 самолета, вооружение и силовая установка которых идентичны варианту XBT2D-1. В результате изменений, внесенных в конструкцию машины, ее максимальная взлетная масса возросла до 8178 кг. Первые подразделения, вооруженные самолетами Skyraider, находились в составе Атлантического флота  штурмовые эскадрильи VA-3B и VA-4B, приписанные в июне 1947 года к авианосцу «Франклин Д. Рузвельт». До своего первого боевого похода самолеты прошли комплекс квалификационных проверок на эскортном авианосце «Сицилия». Последний AD-1 поступил в войска в августе 1949 года.
AD-1Q
В ВМС США поступили 35 Skyraider, получивших обозначение AD-1 Q и являвшихся двухместным самолетом РЭБ,установленное на них оборудование было идентично тому, что испытывалось на XBT2D-1Q (последний в семействе XBT2D-1). Изображенный здесь самолет несет авиабомбы, неуправляемые авиационные ракеты, а под крылом  контейнеры РЭБ.
AD-2
Один XBT2D-1 был переоборудован в прототип более мощной и тяжелой модификации Skyraider на машину установили двигатель Wright R-3350-26W. Данная модификация позже стала известна как AD-2  в течение 1948 года ВМС США получили 156 таких самолетов, отличавшихся значительной частью нового оборудования, включая усиленную конструкцию машины, створки ниши уборки колес шасси, модифицированную кабину, а также увеличенный запас топлива. В 1954 году AD-2 был продемонстрирован в варианте самолета для тушения лесных пожаров  огнетушащая смесь находилась в модифицированных баках для напалма емкостью 946 л.
AD-3
Сначала обозначение AD-3 присвоили «турбинному» Skyraider (с ТВД), предложенному в 1947 году и в итоге ставшему XA2D-1, а затем обозначение AD-3 получила третья основная серийная модификация AD. Построено 125 самолетов, отличавшихся новым шасси, фонарем кабины, воздушным винтом и системой охлаждения двигателя.
AD-3N
AD-3N  первый серийный ночной штурмовик семейства Skyraider и основной подвариант AD-3. В сентябре 1949 года  мае 1950 года построено 15 самолетов, из которых два были переоборудованы в противолодочные AD-3S, которые предполагалось применять вместе с самолетами AD-3E  противолодочным вариантом AD-3W. Последний играл роль «следопыта и охотника», а первый выступал «убийцей» и мог применять глубинные бомбы, а также сохранил способность действовать в ночных условиях.
AD-4
Вариант строился в наибольшем количестве и первоначально разрабатывался в восьми различных подвариантах, включая самолет РЭ6 AD-4Q, а также модификации AD-4L и AD-4NL для действий в зимних условиях и на Корейском ТВД, соответственно. Внизу изображен первый самолет, получивший обозначение AD-4 (№ 122 853) и отличавшийся наличием автопилота, доработанными посадочным гаком и лобовым остеклением кабины. Выпущено 372 самолета в базовой конфигурации.
AD-4NA (А-ID)
Один из наиболее интересных вариантов Skyraider получался из AD-4N путем удаления оборудования, характерного для ночного штурмовика. Самолет применялся в Корее, мог нести дополнительное количество авиабомб и отличался четырьмя 20-мм пушками в крыле. Другой модификацией, специально доработанной под требования корейской войны, стал AD-4L, выпущенный в количестве 63 машин,  в данный стандарт дорабатывались ранние варианты. AD-4L имел четыре пушки и получил противообледени-тельную систему.
AD-4B
Самолет вначале выпускался путем доработки стандартных AD-4  усиленная конструкция позволяла применять ядерные боеприпасы бомбометанием с кабрирования. До стандарта AD-4B переоборудовали 28 самолетов AD-4, а еще 165 по данному варианту достроили на заводе. Один AD-4B (№ 132 363) во время перегонки на Атлантический флот сделал остановку 21 мая 1953 года в Далласе. Там, поднявшись в воздух со взлетной массой 12129 кг, он установил мировой рекорд по взлетной массе для однодвигательных самолетов. После поступления на вооружение ВМС США самолета А-4, способного нести ядерные боеприпасы, и специализированного ударного варианта А-5, «ядерные» задачи с AD-4B сняли.
AD-6 (А-1Н)
«Douglas» выпустила 713 одноместных штурмовиков AD-6, являвшихся усовершенствованным вариантом AD-4B, доработанным для бомбометания с малых высот и оснащенным усовершенствованными бомбодержателями (впервые применены на AD-5). На AD-6 конструкторы вернулись к одноместной высокорасположенной кабине с каплевидным фонарем. AD-6 преимущественно предназначался для решения задач в светлое время суток, так что наличие второго члена экипажа считалось не обязательным. Примечательно, что когда AD-5 из состава ВВС США совершали дневные вылеты в небе Кореи, очень часто второй член экипажа оставался на земле.
AD-5N (A-1G)
Четырехместный ночной штурмовик  вариант двухместного «дневного» AD-5, отличавшийся поисковой РЛС и поисковыми прожекторами под крылом. В сентябре 1962 года самолет получил обозначение A-1G, построено 239 таких самолетов. На базе планера AD-5 был создан экспериментальный самолет ПЛО AD-5S, оснащенный магнитометром и испытывавшийся на полигоне в Ки-Уэст, штат Флорида. Еще одним специализированным вариантом стал AD-5Q (затем ЕА-1F)  четырехместный самолет РЭБ, получавшийся путем переоборудования с использованием специальных комплектов.
AD-7 (A-1J)
AD-7  последняя серийная модификация семейства Douglas Skyraider, отличавшаяся от AD-6 силовой установкой (Wright R-3350-26WB вместо R-3350-26WA), усиленным шасси, доработанной моторной рамой и отъемными частями крыла усиленной конструкции. К концу 1962 года самолет получил обозначение A-1J, но строился в небольшом количестве—всего 72 машины. Последний самолет данной модификации покинул завод вЭль-Сегундо 18 февраля 1957 года. В отличие от модификаций A-1E.A-1G и А-1Н времен вьетнамской войны вариант А-1J никогда на вооружение ВВС США не поступал. Другой особенностью было то, что у него не было ни одного подварианта.