Средний ударный самолет Douglas Skyraider


ВМС и КМП США активно использовали в боевых действиях Douglas Skyraider. Он вошел в число выдающихся поршневых военных самолетов. Свою славу штурмовик снискал в Корее и Вьетнаме.В свое время Douglas Skyraider был стандартным средним ударным самолетом ВМС США. В годы холодной войны эти штурмовики имелись на всех американских авианосцах, а также применялись в Корее и Вьетнаме. Кроме того, самолет состоял на вооружении авиации морской пехоты.Самолет Skyraider настолько прочно ассоциируется со штурмовиком, что часто забывают про количество модификаций данной машины — 28; до Skyraider такого количества вариантов не имел ни один самолет в истории авиации. Среди этих модификаций были самолеты ДРЛО, РЭБ, противолодочные, фоторазведчики, буксировщики мишеней и др. В 1944 году, когда Curtiss SB2C Helldiver, получивший прозвище «Beast», пришел на смену легендарному пикирующему бомбардировщику SBD Dauntless, проектирование Skyraider уже велось.



Прототип впервые поднял в воздух 11 марта 1945 года в Май-нес-Филд (ныне Международный аэропорт Лос-Анджелеса), Калифорния, летчик-испытатель ЛаВерне Броуни. Спустя годы,18 февраля 1957 года, компания «Douglas» поставила финальный Skyraider, окрашенный в белый и серый цвета, которые в 1955 году пришли на смену окраске под названием «Navy blue». Этот последний самолет передали в эскадрилью VA-215 «Barn Owls», дислоцированную в Моффетт-Филд.Первые пригодные к боевому применению Skyraider поступили в эскадрильи VA-3B и VA-4B авиагруппы авианосца «Франклин Д. Рузвельт» в апреле 1947 года.Дольше всего эксплуатировала Skyraider эскадрилья VA-25 «Fist of Fleet» с авианосца «Коралл Си»; 10 апреля 1968 года, через 21 год после принятия на вооружение, строевой Spad выполнил последний полет  перелетел в авиационный музей.

Карьера Skyraider была разнообразной. В 1954 году самолеты Able Dog состояли на вооружении 24 эскадрилий ВМС и восьми эскадрилий КМП США, большинство из которых находилось в Корее. Всего разными вариантами Skyraider были вооружены 41 эскадрилья ВМС и 15 эскадрилий морской пехоты, однако в КМП самолет вскоре после начала войны во Вьетнаме с вооружения сняли. Девять эскадрилий флота использовали Skyraider в Юго-Восточной Азии как традиционный штурмовик.Для Вьетнама Skyraider, к удивлению многих, оказался идеальной машиной. В начале этого конфликта США полагались на самолеты, проверенные Второй мировой войной, но в 1964 году министр обороны Роберт Макнамара объявил о предстоящей замене во Вьетнаме Т-28 Trojan и В-26 Invader на Skyraider.

Вариант ДРДО оказался весьма удачным, такие машины эксплуатировались с 1949 года (первыми их получили подразделения VAW-11 и VAW-12) до 1968 года, когда на смену им пришел самолет Е-1.Вариант РЭБ предназначался для постановки помех радиосвязии РЛС противника, такие самолеты состояли на вооружении 17 лет и были заменены на Grumman ЕА-6А Intruder.Со Skyraider познакомилось несколько поколений морских летчиков, оттачивавших технику пилотирования после получения первых навыков управления самолетом. Броско окрашенные учебные машины имелись в авиационных училищах флота и морской пехоты. Когда в 1960-е годы флот сделал ставку на реактивную технику, учебные Skyraider быстро исчезли из летных школ. Замена им была не нужна, так как изменилась концепция обучения летчиков. В зависимости от внешнего облика различали два фундаментальных варианта Skyraider. «Узкий»  одноместный самолет или с размещением второго члена экипажа за летчиком в фюзеляже. «Толстомордый»  с широким фюзеляжем и размещением двух членов экипажа бок о бок, данный вариант мог перевозить до восьми бойцов или четверых раненых на носилках.

Заменой Skyraider в качестве штурмовика стал, конечно же, Grumman А-6 Intruder, но доводка этого отличного, но очень сложного самолета заняла много времени. С 1965 года в палубных авиакрыльях эксплуатировались одновременно и Skyraider, и Intruder. Полностью переход на Intruder завершили в 1968 году. Средняя стоимость серийного Skyraider составляла 285 ООО долларов, стартовая же цена Intruder была 4 млн долларов и с годами только увеличивалась.Выпуск Skyraider прекратили в 1957 году, за десять лет до снятия с вооружения. Всего построено 3180 самолетов всех вариантов.Комментируя боевую эффективность Skyraider, командовавший в Корее оперативной группой Task Force 77 контр-адмирал Джон Хоскинс отметил: «Я убежден в том, что Skyraider  лучший и самый эффективный в мире на сегодня самолет поддержки сухопутных войск». Другие модификации Skyraider также заслужили аналогичные отзывы.