Советский самолет Ли-2

Как и Douglas DC-3 для англо-американских союзников, Ли-2 стал для советских Вооруженных сил незаменимым тружеником в годы Великой Отечественной войны и оставался в эксплуатации даже после нее. В 1935-1936 годах СССР подписал с американской «Douglas Aircraft Company» соглашения на поставку около двух десятков авиалайнеров DC-3 и организацию их лицензионного производства. В США побывали многие советские авиаконструкторы и инженеры, перенимавшие опыт, необходимый для налаживания лицензионного производства DC-3. Среди них были В. М. Мясищев, И. П. Толстых, Б. П. Лисунов, А. А. Сеньков, М. И. Гуревич, С. М. Беляйкин и другие.



Выпуск самолета был организован на заводе №84 в Химках. Инженерам пришлось проделать огромную работу  перевод размеров из дюймовой системы в метрическую, пересчет элементов конструкции по отечественным нормам прочности, внедрение на заводе плазово-шаблонного метода и т.д. Советские конструкторы внесли около 1300 изменений, включая конструктивные: крыло несколько меньшего размаха, перенос основной пассажирской двери с левого борта на правый, усиление планера и шасси, которое могло оснащаться как колесами, так и лыжами.В сентябре 1939 года испытания прошел первый собранный в СССР авиалайнер, который был рекомендован в серию и получил обозначение ПС-84. Еще до завершения государственных испытаний сборочный цех завода покинули первые шесть серийных машин.

Главным отличием самолета советской сборки было применение отечественных звездообразных поршневых двигателей АШ-62ИР конструкции А. Д. Швецова мощностью 1000 л. с., созданных на базе американского девятицилиндрового двигателя Wright R-1820. Впрочем, меньшая мощность советского двигателя  по сравнению с применявшимся на DC-3  и большая масса ПС-84 привели к тому, что ряд характеристик у лицензионного варианта оказался хуже, чем у оригинала.Активная эксплуатация ПС-84 началась в «Аэрофлоте» в середине 1940 года. На момент вторжения германской армии в СССР авиаперевозчик получил около 200 самолетов ПС-84. После эвакуации в Ташкенте был налажен выпуск военной модификации авиалайнера, получившей обозначение Ли-2,  по фамилии главного инженера проекта Бориса Павловича Лисунова.

В годы войны самолеты Ли-2 использовались на фронте и в тылу преимущественно в качестве транспортных, хотя им поручались и весьма важные и рискованные задания. Часть самолетов переоборудовалась в ночные бомбардировщики  они имели усиленное оборонительное вооружение и несли бомбы на держателях под крылом (некоторые самолеты переоборудовали и под размещение кассетных бомбодержателей в фюзеляже). А в 1943 году был даже разработан вариант тральщика мин.После войны Ли-2 оставались в «Аэрофлоте» еще многие годы, даже несмотря на появление Ил-12 и Ил-14, а их выпуск продолжался до 1954 года. Всего выпущено 4937 самолетов всех модификаций. Последним известным эксплуатантом Ли-2  вплоть до 1980-х годов  был Китай.