Советский реактивный истребитель Як-23

Як-23, оснащенный двигателем большой тяги, обладал отличными маневренностью и скороподъемностью, но на момент принятия на вооружение уже устарел, поскольку на смену прямому крылу пришло крыло стреловидное. Массовым истребителем Як-23 не стал, но в небольших количествах состоял на вооружении авиации СССР и стран Варшавского договора. Cразу после окончания войны А. С. Яковлев добился определенного успеха, разработав два реактивных истребителя Як-15 и Як-17, которые ограниченно эксплуатировались в ВВС.В КБ тем временем был спроектирован более совершенный Як-19 с двигателем РД-10Ф в хвостовой части фюзеляжа и лобовым воздухозаборником. Было построено всего два прототипа этого самолета  на испытаниях Як-19 показал неудовлетворительные летные данные.


При разработке следующего реактивного истребителя в КБ вернулись к проверенной на Як-15 и Як-17 реданной схеме. В результате появился Як-23, в котором крыло от Як-19 сочеталось с реданной компоновкой фюзеляжа. На Як-23 установили ТРД РД-500 (копия британского Rolls-Royce Derwent \ с центробежным компрессором) тягой 15,7 кН. Вооружение составляли две 23-мм пушки НС-23 (Нудельман  Суранов), такое же вооружение стояло на первых реактивных машинах ОКБ. Новинкой стало довольно простое катапультное кресло  Як-23 стал первым советским истребителем с катапультным креслом в кабине.Первый из двух прототипов Як-23 выполнил первый полет 8 июля 1947 года. Государственные испытания самолет прошел в 1945 году, а в октябре 1949 года его запустили в серию на ГАЭ-31 в Тбилиси.Як-23 обладал хорошими летными данными и был доступен в пилотировании летчикам средней квалификации. Однако Як-23 поступили на вооружение только двух полков ВВС СССР, ранее оснащенных Як-1, поскольку одновременно с Як-23 в войска начал поступать МиГ-15 со стреловидным крылом. По скороподъемности Як-23 превосходил МиГ-15, но по всем другим характеристикам уступал. Серийный выпуск Як-23 в Тбилиси завершился в 1950 году после постройки 310 самолетов.

В 1951 году Як-23 сняли с вооружения советских ВВС, но несколько Як-23 использовались для испытаний форсажных камер двигателей.В 1949-1951 годах Як-23 поставлялись союзным СССР странам: Болгарии, Чехословакии, Польше и Румынии. Планировалось наладить лицензионные производства Як-23 в ЧССР и ПНР (на «Mielec»), однако вместо Яков по лицензии стали выпускать МиГ-15.Польша стала крупнейшим импортером Як-23, получив в 1951 году 90 самолетов. Эти истребители, в частности,состояли на вооружении 2-го истребительного авиаполка в Быдгощи. К середине 1950-х годов Як-23 в ЧССР и ПНР сняли с вооружения.Большое количество Як-23 (примерно 100 Як-17 и Як-23) получила Болгария. Первые реактивные Яки поступили в 19-й ИАП 10-й ИАД ВВС Болгарии, дислоцированный на аэродроме Граф Игнатьев.В ноябре 1953 года Як-23 стал первым советским реактивным истребителем, испытанным в небе США.В начале июля 1953 года летчик из 135-го ИАП ВВС Румынии перелетел в Югославию. Американцам удалось договориться с югославами об испытаниях самолета в США. В рамках «Проект Альфа» Як разобрали и на С-124 доставили на авиабазу ВВС США Райт-Паттерсон в штате Огайо.Здесь истребитель снова собрали и нанесли на него временную маркировку ВВС США. Восемь полетов на Яке выполнил капитан Том Коллинз, который перед этим опробовал на Окинаве МиГ-15, перелетевший из Северной Кореи в Южную Корею.ВВС США Як-23 не впечатлил. Коллинз отметил хорошую маневренность и высокую скороподъемность истребителя, а к недостаткам отнес примитивное бортовое оборудование, негерметичную кабину, ограничение по максимальной скорости М=0,8 и плохую устойчивость на высоких скоростях. По завершении испытаний с Яка удалили символику ВВС США, разобрали и доставили обратно в Югославию на аэродром Батайница близ Белграда.