Советский легкий бомбардировщик Су-2

Оставшийся в тени знаменитого штурмовика Ил-2, скоростной легкий бомбардировщик Су-2 сыграл важную роль на начальном этапе Великой Отечественной войны.В 1936 году Главное Управление Авиационной Промышленности (ГУАП) СССР выдало пяти конструкторским коллективам задание на разработку предварительного проекта легкого разведчика/бомбардировщика/штурмовика, оснащенного двигателем АМ-34ФРН. Для детальной разработки проекта самолета, получившего кодовое обозначение «Иванов», были выбраны предложения ОКБ Сухого, Немана и Поликарпова.

Проект П. О. Сухого базировался на ранних работах авиаконструктора в КБ Туполева над двухместным низкопланом АНТ-51. Были построены три прототипа самолета СЗ (Сталинское задание), первый из которых (СЗ-1) поднялся в воздух 25 августа 1937 года. Второй прототип (СЗ-2), взлетевший 29 января 1938 года, поступил на испытания ВВС. По их успешному завершению машина была рекомендована в серию. Испытания также проводились на третьем самолете, СЗ-З, совершившем первый полет 17 ноября 1938 года и оснащенном радиальным ПД Туманского М:87.Самолет был запущен в серию под военным обозначением ББ-1. Он имел монококовый деревянный фюзеляж с фанерной обшивкой, но конструкция крыла и хвостового оперения была выполнена из металла. Машины раннего выпуска оснащались 14-цилиндровым радиальным ПД Туманского М-87 мощностью 950 л. с. (708 кВт), оказавшимся ненадежным.В период 1939-1941 годов ОКБ Сухого предложило ряд альтернативных проектов Су-2 с улучшенными боевыми характеристиками. Среди них были варианты с новыми двигателями, такими как М-63ТК, М-81, М-89 и М-90. ББ-1 начал поступать на вооружение ВВС во второй половине 1940 года. С декабря того года в соответствии с новой системой обозначений самолет стал называться Су-2 по фамилии конструктора. В 1940 году производственные мощности были расширены  к выпуску самолета подключились завод №31 в Таганроге и завод № 207 в Долгопрудном. С начала 1941 года серийные Су-2 получили усовершенствован ный двигатель М-88Б мощностью 1000 л. с. (746 кВт). Для повышения летных характеристик число 7,62-мм пулеметов ШКАС сократили с четырех до двух, а максимальную бомбовую нагрузку ограничили 400 кг. Часть Су-2 получила возможность нести вместо бомб десять НАР РС-82 или РС-132.

К началу Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, в БАП и ББАП (бомбардировочные и ближнебомбардировочные авиаполки) ВВС СССР на Западном, Юго-Западном фронтах и в 9-ю Отдельную Армию в Одесском военном округе поступили 213 Су-2. Многие из них были уничтожены во время атак на германские войска  действующие на малых и средних высотах легкие бомбардировщики оказались крайне уязвимыми от огня ПВО и истребителей без надлежащего прикрытия с воздуха. Тем не менее 135-й БАП успешно действовал на Юго-Запад ном фронте, выполнив без потерь 630 боевых вылетов и уничтожив 217 танков и до 400 других транспортных средств. В ходе одного вылета в сентябре 1941 года летчица 135-го БАП, старший лейтенант Екатерина Зеленко, таранила на своем Су-2 немецкий истребитель Bf 109F. Она стала единственной женщиной-пилотом, совершившей воздушный таран.Пока разворачивался выпуск двухместных штурмовиков Ил-2, был предпринят ряд шагов по модернизации Су-2. В начале 1942 года последние серийные Су-2 (выпуск которых перенесли из Харькова в Молотов) оснащались 1520-силь-ным (1134 кВт) двигателем М-82. Самолет был снят с производства весной 1942 года, когда было построено 910 машин.Су-2 участвовали в боях за Львов, Киев, Москву и Сталинград и даже в 1943 году сражались под Орлом и Курском. С 1942 года большинство подразделений Су-2 перевооружилось на штурмовики Ил-2. Но обычно они сохраняли несколько Су-2, использовавшихся в качестве лидировщиков и разведчиков. Другие Су-2 служили буксировщиками мишеней, учебными машинами и связными самолетами. Согласно ряду источников, от 14 до 17 ББАП и свыше 12 эскадрилий разведки и целеуказания воевали на Су-2 до 1944 года.