Советский Истребитель И-15

Истребитель И-15 хорошо зарекомендовал себя в ходе боев в Испании, где он состоял на вооружении ВВС республиканцев, а И-15бис оказался незаменимым в воздушных боях с японцами на Дальнем Востоке.Решение о прекращении серийного выпуска И-15 в СССР было принято в сентябре 1935 года.Причиной послужило в целом негативное мнение о самолете, сформировавшееся у командования ВВС к середине 1935 года. Многим летчикам, даже из НИИ ВВС, тогда казалось, что боковое смещение самолета свидетельствует о его неустойчивости в горизонтальной плоскости, а повышенные требования к точности пилотирования воспринимались как «неприятная особенность» машины. Имелись нарекания насчет того, что при разбеге, когда носовая часть фюзеляжа на самолете с хвостовым колесом создает и без того ограниченный обзор, центроплан «чайка» еще больше закрывает линию горизонта  разбег, особенно при взлете с неподготовленного аэродрома или одновременном взлете нескольких машин, приходилось выполнять «змейкой». Были и другие замечания.


Однако гражданская война в Испании быстро расставила все по своим местам  И-15 был признан одним из лучших истребителей того периода. Первая поставка И-15 испанским республиканцам включала 40 машин, а всего с октября 1936-го по июль 1937 года в Испанию прибыли 155 истребителей. Первые две эскадрильи включали по 12 машин (пилоты — советские добровольцы), испанцы называли их «Паланкар» и «Антонио» по псевдонимам их советских командиров Павла Рычагова (Пабло Паланкар) и Сергея Тархова (Антонио).Первый воздушный бой И-15 состоялся 4 ноября 1936 года  тогда они сбили один из 12 переоборудованных в бомбардировщики Ju 52/3m, участвовавших в налете на Мадрид, и два истребителя Fiat CR.32. В тот же день 11 И-15 атаковали в районе Мадрида девять Не 51, сбив четыре из них.В последующие два дня произошло еще несколько воздушных боев, а общий итог составил 12 воздушных побед при потере двух своих самолетов. В конце ноября летчики «Паланкар» полностью уничтожили эскадрилью испанских националистов, сбив шесть ее истребителей Не 51.

За характерный внешний вид испанцы прозвали И-15 «Chato» («Курносый»). В ходе боев за Мадрид истребители воевали столь успешно, что националистам пришлось прекратить бомбардировки города в дневное время. Однако и потери И-15 были велики  девять машин из двух эскадрилий. К концу марта 1937 года республиканцы получили дополнительные машины, и общее количество исправных истребителей составило 30 штук. В сентябре 1937 года была сформирована уже четвертая эскадрилья  в нее поступили И-15 испанской постройки. Испанские самолеты выпускались с августа 1937-го по январь 1939 года, общий выпуск составил 237 штук.В один из дней две эскадрильи И-15 и три эскадрильи И-16 (получил у республиканцев название «Mosca», то есть «Муха», а у противника  «Rata» («Крыса»)), всего около 50 истребителей, вступили в воздушный бой с 60 истребителями CR.32 и 12 Не 51. Потери республиканцев  два И-16 и три И-15, противника  восемь CR.32 и один Не 51.К сентябрю 1937 года И-15 действовали преимущественно в Арагоне и Каталонии, такое положение сохранялось фактически до конца войны. Одна из важных операций была проведена 15 октября  15 И-15, сопровождаемые 43 И-16, совершили налет на аэродром Гаррапиниллос около Сарагосы, заявив об уничтожении 26 самолетов противника, включая два Bf 109, пытавшихся вылететь на перехват.В сентябре 1937 года началось наступление республиканцев на Теруэль, в котором участвовали четыре эскадрильи И-15. Потери в авиации были достаточно высокими, поставки новых машин не успевали восполнить их. В итоге к середине марта 1938 года в строю остались только 15 истребителей И-15. Объем ремонтируемых и вновь построенных самолетов возрастал и на октябрь 1938 года составил 70 машин в месяц.

Истребитель И-15 был очень популярен у испанских летчиков и пилотов-добровольцев, отмечавших его высокие маневренность и живучесть,  некоторые самолеты возвращались, имея по 80 отверстий от пуль и осколков. В воздушном бою у И-15 фактически не было противников, пока на фронте не появились истребители-монопланы Fiat G.50 и Messerschmitt Bf 109.Первые два И-15 попали в руки националистов генерала Франко еще в конце 1936 года, а 1 февраля 1939 года на аэродроме Вик были захвачены сразу 18 истребителей И-15. Из них шесть находились в исправном состоянии и наряду с другими трофеями вошли в состав отдельной эскадрильи ВВС националистов, где получили обозначение Туре 8.После завершения войны ВВС националистов располагали 44 И-15, входившими в состав 32-й эскадрильи. К марту 1940 года испанские ВВС насчитывали 53 И-15 в боеготовом состоянии и еще 72 машины  на хранении. Самолеты оставались на вооружении до начала 1950-х годов.

В ноябре 1952 года советские ВВС направили в Китай четыре эскадрильи истребителей И-15бис (И-152), где они вместе с другими самолетами, включая И-16, воевали против японских захватчиков. Самолет показал себя с хорошей стороны (хотя истребители, на которых летали китайские летчики, действовали менее успешно), так что командование советских ВВС решило продолжить работы над истребителями-бипланами  даже в ущерб истребителям-монопланам.В конце гражданской войны в Испании оказались 20 истребителей И-15бис, остальные две партии направленных из СССР машин были задержаны на французской границе, и после завершения войны около двух десятков из них французы передали правительству националистов(находились на вооружении до середины 1940 годов).Важную роль советские И-15бис сыграли в боях на Халхин-Голе летом 1939 года, где им вновь пришлось столкнуться с японскими машинами. По итогам боев стало ясно, что истребитель-биплан уже устарел и уступает современным истребителям-монопланам.Последняя глава в боевой истории И-15бис была вписана уже в годы Великой Отечественной войны  в самом начале войны летавшие на них летчики героическими усилиями пытались сдержать натиск Люфтваффе. Но время бипланов уже ушло  в начале1942    года их прекратили использовать в качестве истребителей.