Советский дальний бомбардировщик - Пе-8

Строившимся ограниченной серией и постоянно испытывавший проблемы с двигателями, бомбардировщик В. М. Петлякова Пе-8 был машиной с высоким потенциалом и принимал участие в ряде известных операций в ходе войны. Это единственный советский тяжелый бомбардировщик военного времени, по своим характеристикам и возможностям сопоставимый с более знаменитым американским В-17.


В 1934 году советские ВВС выпустили техническое задание на новый тяжелый бомбардировщик для замены ТБ-3. В ОКБ Туполева задачу по разработке машины поручили бригаде Владимира Петлякова. В результате был построен прототип самолета АНТ-42, совершивший первый полет 27 декабря 1936 года. Машина имела ряд оригинальных особенностей. В фюзеляже было предусмотрено место для установки пятого небольшого двигателя М-100. Он был предназначен для привода нагнетателя АЦН-2, подававшего сжатый воздух к четырем основным двигателям АМ-34ФРН. 'Входившие в состав оборонительного вооружения 20-мм пушки ШВАК размещались в задней части внутренних гондол двигателей.В конструкцию второго прототипа внесли ряд доработок, включая дополнительные топливные баки, усиленное оборонительное вооружение и модифицированный бомбоотсек. Первый полет этой машины задержался из-за ареста Туполева и Петлякова в октябре 1937 года, и она поднялась в воздух лишь в июле 1938 года.Самолет был принят на вооружение советских ВВС под обозначением ТБ-7 (от «тяжелый бомбардировщик»), а его ограниченный выпуск был налажен на государственном авиазаводе ГАЗ 124 в Казани в 1939 году.Темпы выпуска ТБ-7 снижали проблемы с поставками двигателей и производственные трудности. Нагнетатели АЦН и двигатели АМ-34ФРН были доступны в ограниченном количестве, и лишь пять первых самолетов получили и основную и вспомогательную силовые установки.

К 1940 году было построено 18 самолетов, часть из которых оснастили 12-цилиндровыми V-об-разными ПД жидкостного охлаждения АМ-35А. В качестве альтернативы как минимум девять ТБ-7 получили в 1941 году дизельные двигатели АЧ-30 или М-40. Хотя обе этих силовые установки позволили увеличить дальность полета, они считались ненадежными.Ко времени нападения Германии на СССР в июне 1941 года небольшое число ТБ-7 несло службу в 14-м ТБАП (тяжелый бомбардировочный авиаполк). Позднее эта часть была переформирована в 432-й ТБАП. Вечером 11 августа 1941 года 18 его ТБ-7 с дизелями М-40 взлетели из Пушкино под Ленинградом, чтобы совместно с бомбардировщиками Ил-4 и Ер-2 нанести удар по Берлину.Один ТБ-7 разбился при взлете, а еще один был сбит по пути к цели. Еще несколько машин вернулись на базу из-за проблем с двигателями. Пролетев над территорией Латвии и Эстонии, 11 ТБ-7 наконец сбросили свои бомбы на разные районы Берлина. Один самолет, который пилотировал командо: вавший операцией М. В. Водопьянов, получил попадание зенитного снаряда и на обратном пути совершил вынужденную посадку в лесу в Эстонии. Лишь четыре ТБ-7 смогли вернуться в Пушкино без происшествий.К концу 1941 года на самолетах с дизелями М-40 их заменили на моторы АМ-35А, что, хотя и несколько снизило дальность, зато повысило надежность бомбардировщиков. Матчасть полка пополнили и до конца года, когда был совершен еще ряд ночных рейдов на Берлин и другие города Германии и на оккупированных территориях, поддерживали на уровне 14 машин.

После гибели Петлякова в катастрофе Пе-212 января 1942 года самолет ТБ-7 был переименован в Пе-8 в его честь. Производство Пе-8 шло низкими темпами, едва покрывая потери в боевых действиях. Из 14 бомбардировщиков, потерянных в период с августа 1941 по май 1942 годов, лишь пять получили боевые повреждения, у остальных отказал двигатель.В конце 1942 года нехватка двигателей АМ-35 привела к их замене на радиальные ПД АШ-82 мощностью 1850 л. с. (1380 кВт). Установка этой силовой установки потребовала изменения конструкции мотогондол, лишившихся пушечных турелей, как на ранних вариантах ТВ-7/Пе-8.На протяжении 1942-1943 годов Пе-8 широко использовались для непосредственной поддержки войск, совершая также ночные налеты на цели в тылу Германии. Они приняли участие на раннем этапе Курской битвы и наступлении советской армии на Орловском выступе. Однако продолжались потери из-за отказов двигателей, а общие потери удвоились за период с 1942-го по 1944 год. К концу войны в бомбардировочной дивизии насчитывалось около 30 Пе-8, но они не считались основными боевыми самолетами.Эксплуатация Пе-8 продолжалась и в послевоенное время, когда они в основном использовались в качестве дальних транспортных самолетов и летающих лабораторий. Пе-8 широко применялись для испытаний советского варианта немецкой «летающей бомбы» V-1, отработки поршневых двигателей и в качестве носителя экспериментального ракетного самолета Бисновата «5», несколько похожего на германский DFS 346. Несколько Пе-8, оснащенных дополнительными топливными баками, были задействованы в полярных экспедициях.По разным оценкам, было построено от 93 до 96 самолетов.