Советский бомбардировщик СБ


Самолет конструктивно представлял собой двухмоторный трехместный свободнонесущий цельнометаллический среднеплан с убирающимся в полете шасси и гладкой обшивкой фюзеляжа и крыла. Проектируя самолет, конструкторы принимали во внимание, что при заданной бомбовой нагрузке в 500 кг и мощном оборонительном вооружении габариты машины должны быть минимальными. Аэродинамическая форма самолета в итоге была совершенной, без каких-либо резко выступающих частей, а вся полезная нагрузка размещалась внутри фюзеляжа. Бомбардировщик оснащался двумя двигателями жидкостного охлаждения Hispano-Suiza HS12Ybrs мощностью 760 л. с., строившимися в СССР по лицензии под обозначением М-100 и из знаковых самолетов в обеспечившими самолету высокие скоростные характеристики.Первые бомбардировщики СБ поступили на вооружение строевых частей в 1936 году, а в октябре самолеты получили боевое крещение в Испании. Всего республиканские ВВС получили 92 таких самолета, которым испанцы дали название «Катюшка».Летно-технические характеристики и достаточно мощное оборонительное вооружение сделали СБ республиканцев почти неуязвимыми от истребителей франкистов  пока те не получили новейшие немецкие Bf 109. Потери «Катюшек» составили около 30 машин. Как недостаток отмечалась высокая требовательность самолета к техобслуживанию, что было трудно обеспечить в полевых условиях.


В 1939 году советские ВВС стали получать модернизированный вариант бомбардировщика  СБ бис 2, который оснащался двумя рядными двигателями М-103 мощностью по 990 л. с. и имел увеличенную до 1600 кг бомбовую нагрузку. Была предпринята попытка отправить несколько машин в Испанию, но этим планам уже не суждено было сбыться  победили националисты, им достались 19 «Катюшек», которые были включены в состав 13-го авиаполка (авиабаза Лос Льянос в Альбасете) и эксплуатировались вплоть до 1948 года.Шест десятков СБ были отправлены в Чехословакию, а с 1937 года выпуск бомбардировщиков осуществлялся по лицензии под обозначением В.71. Все эти машины оснащались двигателями Avia-built HS12Ydrs и имели в носовой части один пулемет. После падения Чехословакии бомбардировщики СБ использовались Люфтваффе в качестве учебных и буксировщиков мишеней, а часть машин передали Болгарии. Всего до 1941 года было построено 6656 самолетов СБ разных модификаций.

К началу Великой Отечественной войны самолеты семейства СБ являлись самыми многочисленными фронтовыми бомбардировщиками в советских ВВС и находились на вооружении 71-го из 82-х бомбардировочных авиаполков ВВС. Однако самолет на тот момент уже в значительной мере устарел. Начальный период войны оказался трагическим для всей советской авиации и, в частности, для парка СБ. Бомбардировщики направлялись на бомбежку противника часто без истребительного сопровождения и атаковали с малых высот, становясь жертвами летчиков Люфтваффе и зенитчиков Вермахта. В итоге, по состоянию на 5 декабря 1941 года, из 1587 бомбардировщиков и разведчиков семейства СБ, числившихся на 22 июня, в строю остались только 97 бомбардировщиков и 14 разведчиков. После этого СБ стали бомбить лишь по ночам, а затем их и вовсе сняли с фронта, используя до 1943 года в качестве учебных, транспортных и буксировщиков мишеней. Коммерческие почтово-грузо-вые варианты самолета получили обозначение ПС-40 и ПС-41 это были разоруженные СБ, переданные из ВВС и использовавшиеся в «Аэрофлоте» в качестве скоростного транспортного.