Советская летающая лодка МБР-2

МБР-2 стал самой распространенной советской летающей лодкой в первые три года войны.В конце 1920-х годов в СССР прибыл французский авиаконструктор Поль Эме Ришар, для которого было создано конструкторское бюро МОС ВАО и в котором начинал свою деятельность Георгий Михайлович Бериев. После отъезда Ришара в 1931 году домой Бериев был переведен в ЦКБ при заводе № 39, где в инициативном порядке предложил проект морского ближнего разведчика МБР-2.


Самолет представлял собой одномоторный свободнонесущий моноплан с двухреданной лодкой с большой поперечной килеватостью. Первоначально планировалось ставить двигатель М-27, но затем сделали выбор в пользу М-17. На прототипе же установили двигатель BMW-VIE7.3.Прототип в 1932 году успешно прошел испытания в Севастополе, был принят на вооружение ВВС и рекомендован в серийное производство на таганрогском заводе №31. В 1934 году самолет МБР-2-М-17 стал поступать в морскую авиацию ВВС РККА (в состав ВМФ морская авиация официально вошла в 1937 году), на пассажирские линии вышла летающая лодка МП-1 (морская пассажирская), а позже  МП-1Т, в которые переоборудовались снятые с вооружения МБР-2-М-17.

Выпуск МБР-2-М-17 продолжался до 1936 года, всего построено около 300 машин. В 1934 году при заводе №31 создано ЦКБ морского самолетостроения, которое возглавил Г. М. Бериев. Специалисты КБ разработали усовершенствованный вариант МБР-2-М-34, а в гражданскую авиацию поступил модернизированный вариант МП-1бис.Именно на МП-1бис летчица Полина Осипенко установила шесть женских мировых рекордов. 22 мая 1937 года установлен рекорд высоты (8864 м), 25 мая в двух полетах  рекорды высоты с грузом 500 кг и 1000 кг (7605 м и 7000 м, соответственно), а в июле за 10 часов 33 минуты  совершен перелет протяженностью 2416 км по маршруту Севастополь — Архангельск. Боевое крещение МБР-2 состоялось в советско-финскую войну 1939-1940 годов, причем пять машин попали в руки финнов. В годы Великой Отечественной войны МБР-2 применялись в качестве морских патрульных, разведчиков и поисково-спасательных. Выпуск МБР-2 полностью прекратили в 1940 году, всего построено 1365 самолетов всех модификаций. В гражданской авиации МП-1 эксплуатировались до 1950 года.