Служба за границей Supermarine Spitfire


Первыми на заморские ТВД были отправлены Spitfire Mk V  в марте 1942 года они прибыли на Мальту. Следом за границу отправились самолеты Mk V и Mk VIII.Вначале 1942 года Spitfire ждало новое испытание.В рамках борьбы на Средиземноморском ТВД британское военно-политическое руководство решило использовать Мальту в качестве главного опорного пункта. Действуя с Мальты, можно было бы взять под контроль маршруты снабжения противником его войск в Африке. Однако гарнизон Мальты постоянно подвергался налетам немецких и итальянских бомбардировщиков, и его дальнейшая судьба была под большим вопросом  небольшая группа Hurricane не могла противостоять немецким Bf 109F.


Тогда на остров было решено перебросить Spitfire Mk V, но сделать это было непросто. Мальта находилась вне максимальной дальности полета Spitfire, поэтому специалисты «Supermarine» спроектировали для истребителей специальный подвесной топливный бак на 410 л, который подвешивался под фюзеляжем Spitfire. Первая группа из 15 самолетов прибыла на Мальту 7 марта 1942 года  их доставил авианосец «Игл». Начиная с апреля 1942 года, британский «Игл» и американский авианосец «Уосп» доставили на Мальту в общей сложности 385 истребителей Spitfire, хотя при этом 18 машин было потеряно.После отправки Spitfire Mk V на Мальту истребители также поступили в эскадрильи, воевавшие в Египте. Когда войска союзников в ноябре 1942 года высадились в Северо-Западной Африке, Spitfire Mk V британских ВВС обеспечивали воздушное прикрытие. Следующим ТВД, где появились Spitfire, стала Юго-Восточная Азия. И каждый раз появление британских Spitfire позволяло союзникам добиться в конечном итоге превосходства в воздухе. Единственным ТВД, где Spitfire не смогли проявить себя, стала Австралия.

В январе 1943 года три эскадрильи Spitfire Mk VC прибыли в австралийский штат Северные территории: 54-я эскадрилья дислоцировалась в аэропорту Дарвина, а 452-я и 457-я эскадрильи  на соседних аэродромах Штраус и Ливингстон. Истребители ранее никогда не действовали в настоящих тропиках. Высокие влажность и температура на земле а также достаточно низкие температуры на большой высоте, где приходилось действовать Spitfire, стали серьезным испытанием для летчиков. Причем низкая температура окружающего воздуха приводила к тому, что силовые установки Spitfire Mk V регулярно
давали сбои. Пока специалисты выясняли причину неисправности и устраняли ее, самолеты приняли минимальное участие в отражении налетов японской авиации.

На прибывших следом Mk VIII с самого начала были осуществлены доработки, позволившие устранить проблему.К концу 1942 года командование Люфтваффе перебросило значительное количество Fw 190 в Тунис, где они первоначально столкнулись с Spitfire Mk V и более старыми истребителями, что позволило немецким летчикам удерживать превосходство в воздушных боях. Однако затем, как и в свое время в северо-западной части Европейского ТВД, прибывшие в Африку британские Spitfire Mk IX не оставили противнику шансов. 81-я эскадрилья вступила в сражение в январе 1943 года, а следом за ней прибыла 72-я эскадрилья.  

После того, как истребитель Mk IX стал доступен в значительном количестве, настало время передать в крупномасштабное производство полностью доработанный Mk VIII. Первые Mk VIII стали поступать в ноябре 1942 года, причем все машины оказались за пределами метрополии  в эскадрильях, дислоцированных в Средиземноморье, Юго-Восточной Азии, юго-западной части Тихого океана и в районе Австралии.Однако сложности, сопровождавшие отправку самолетов в такие удаленные районы, послужили причиной еще большей задержки с поступлением Mk VIII во фронтовые части. Первым новые машины получила 145-я эскадрилья на Мальте  состояния боеготовности она достигла лишь в июне 1943 года. На вариант Mk VIII были перевооружены и многие другие эскадрильи, причем самолеты часто использовались в качестве истребителей-бомбардировщиков  как и в случае с Mk IX и XVI в Северной Европе.

В Юго-Восточной Азии первые Mk VIII появились в конце 1943 года. Первыми на них были перевооружены 81-я и 152-я эскадрильи, дислоцировавшиеся в Алипуре и Байгачи в Восточной Индии, за ними последовали и другие подразделения, действовавшие на данном ТВД. Вначале активность авиации здесь была не очень высокой, поскольку ВВС японской Императорской армии испытывали нехватку в самолетах, и их командование вынуждено было ограничивать масштабы операций. Период относительного затишья закончился 6 февраля    1944    года, когда японская армия перешла в контрнаступление в районе Аракана. Генерал Уильям Слим, командующий британской 14-й армией, отдал приказ 7-й индийской дивизии численностью 5000 человек, которая оказалась почти в полном окружении, держаться до последнего. Летчики Spitfire получили приказ обеспечить их прикрытие с воздуха и доставку боеприпасов и продовольствия. 67-я, 81-я и 152-я эскадрильи, вооруженные Spitfire Mk VIII, были передислоцированы в район индийско-бирманской границы, откуда они совершали боевые вылеты. 23 февраля осада была снята.