Штурмовик P-51 MUSTANG


Остававшийся в тени последующих вариантов с двигателями Merlin, Mustang с двигателем Allison хорошо зарекомендовал себя в качестве штурмовика. Впервые вступивший в бой в составе британских ВВС, этот само лет оставался на вооружении до 1945 года. Первый Mustang, попавший в Англию, был машиной для испытаний, но за ним последовали другие самолеты. Прибывший самолет произвел сильное впечатление на военных. На всех высотах до 6096 м он был быстрее любого из истребителей, состоявших на вооружении британских ВВС. На высоте 3965 м его максимальная скорость составляла 615 км/ч, а на высотах от 2133 м до 6096 м он превосходил по скорости Spitfire Mk V не менее чем на 49 км/ч. Скороподъемность, разгонные характеристики, скорость пикирования, устойчивость, управляемость, скорость крена и радиус виража Mustang оценивались от «удовлетворительно» до «превосходно». Но в одной области — дальности полета — Mustang просто не имел конкурентов. Если дальность полета Supermarine Spitfire составляла около 640 км, а продолжительность полета — два часа, то пилот, даже не слишком знакомый с Mustang, мог продержаться на нем в воздухе от четырех до пяти часов, преодолев расстояние более 1600 км.

К минусам Mustang относили потолок, ограниченный в то время 9288 м, и то, что, по замечаниям британских пилотов, камуфляжная окраска «съедала» 13 км/ч скорости. Кроме того, если Spitfire набирал высоту 6192 м за семь минут, то Mustang требовалось для этого 11 минут. И Spitfire, и Messerschmitt Bf 109 были значительно манев-реннее Mustang на больших высотах (американская машина была почти на треть тяжелее Spitfire). Самым серьезным недостатком было то, что турбонаддув двигателя Allison F3R был рассчитан под оптимальные характеристики на малых высотах. С высоты 3960 м летные характеристики начинали стремительно падать, так что с высоты 6096 м Mustang начинал проигрывать Spitfire V. К середине 1942 года должен был появиться Spitfire IX, превосходящий обе машины, но у немцев уже имелись новые варианты — Bf 109 и Fw 190 обладающие соответствующими характеристиками. В ВВС считали, что Mustang I можно также использовать для уничтожения наземных целей и в качестве истребителя-бомбардировщика. На малых высотах самолет превосходил любые варианты Bf 109 или Fw 190 и мог сбрасывать бомбы с высокой точностью. Интересно, что первую воздушную победу на Mustang одержал пайлот-офицер Холлис X. Хиллс — американский доброволец (служил в канадских ВВС). Он сбил Fw 190 в ходе неудачного рейда на Дьепп 19 августа 1942 года. Позднее Хиллс служил в ВМС США и летал на Grumman F6F Hellcat. Несколько пилотов-разведчиков британских ВВС также одержали воздушные победы на Mustang I, в том числе и Дункан Грант, сбивший три самолета. В одном случае пара Mustang I из британских ВВС сбила в одном вылете пять вражеских самолетов.

Внешне похожий на Mustang, штурмовик А-36 Apache вступил в бой в апреле 1943 года в составе 27-й истребительно-бомбардиро-вочной группы, базировавшейся в Расел Ма во Французском Марокко.Здесь его называли Invader, хотя редко используемым официальным названием было Apache, отвергнутое британскими ВВС в пользу Mustang. Первый боевой вылет был выполнен 6 июня 1943 года во время массового налета истребителей-бомбардировщиков на Пантеллерию. Этот остров был захвачен и стал базой для двух групп А-36 во время вторжения на Сицилию. Один из пилотов 27-й группы, лейтенант Майкл Т. Руссо, стал единственным асом, воевавшим на Mustang с двигателем Allison, хотя некоторые его коллеги также одержали ряд побед на А-36 (всего было сбито 84 вражеских самолета). А-36 также поступили на вооружение 311-й истребительно-бомбардировочной группы в Индии. Там самолеты активно использовались, и в ходе боевых действий было потеряно 177 машин. За относительно короткий срок своей службы эти самолеты внесли существенный вклад в победу в Северной Африке и Бирме.

Первым вариантом, принятым на вооружение США в качестве истребителя, был NA-99, заказанный в количестве 310 машин в августе 1942 года под обозначением Р-51А. По сути, это был А-36А, лишенный тормозных щитков и пулеметов в фюзеляже и оснащенный ПД V-1710-81 (F20R), развивавшим на высоте 5490 м мощность в 1125 л. с (843 кВт). Все это обеспечивало повышение летных характеристик на высотах свыше 6096 м. Новый турбонагнетатель еще больше повысил характеристики машины на малых высотах и, кроме того, само лет оснастили новым винтом увеличенного диаметра. Максимальная скорость на 3353 м достигла 658 км/ч — быстрее на средних высотах не летал ни один из состоящих на вооружении истребителей. Был увеличен объем патронных ящиков (два на 280 выстрелов и два на 350), но, как и на А-36А, пулеметы были установлены таким образом, что это приводило к осечкам при больших перегрузках. Из 310 построенных Р-51А 50 машин передали британским ВВС, где они обозначались Mustang II.

Один самолет испытывался в Бо-скомб Даун и продемонстрировал максимальную скороподъемность 1158 м/мин (на высоте 1828 м) при максимальных оборотах двигателя. Этот позволяло самолету набирать 6096 м за 6,9 минут, а для набора высоты 10363 м требовались 24 минуты.Почти все Р-51А ВВС США несли службу в Индокитае или в Северной Африке. Первым подразделением Р-51А стала 311-я истребительно-бомбардировочная группа в Индии. Операции американских Р-51А начались в День Благодарения (23 ноября) 1943 года, когда восемь Р-51А из 23-й истребительной группы сопровождали бомбардировщики North American В-25 Mitchell, атаковавшие японский аэродром неподалеку от Синьчжу, Тайвань.Всего к моменту завершения производства Mustang с двигателем Allison было построено 1580 самолетов. Они оставались в строю как в Европе, так и в Индокитае до завершения войны. Но легендарным самолет Mustang стал благодаря британским двигателям Rolls-Royce Merlin.