Штурмовик Ил-2


Штурмовик Ил-2 являлся одним из важнейших ударных самолетов ВВС РККА и строился в большом количестве. В конце войны появился более совершенный Ил-10. Прототип одноместного штурмовика ЦКБ-55П выполнил первый полет 29 декабря 1940 года. ЦКБ-55 представлял собой развитие БШ-2, впервые поднявшегося в небо 30 декабря 1939 года. В марте 1941 года были завершены Государственные испытания ЦКБ-55П, а в апреле 1941 года на авиазаводе № 18 началось его серийное производство под обозначением Ил-2. За разработку штурмовика С. В. Ильюшина удостоили Сталинской премии 2-й степени. Но выпуск штурмовиков шел трудно: в декабре 1941 года завод выпускал не более одного Ил-2 в сутки. С. В. Ильюшин и директор 18-го завода получили строжайшее указание от Сталина ускорить выпуск самолетов «необходимых Красной Армии как хлеб». Первым Ил-2 получил 4-й легкобомбардировочный авиаполк. Ил-2 пришел на смену бипланам P-Z, и для многих летчиков переход от биплана к скоростному моноплану оказался трудным. Аварийность Ил-2 была высокой, но зато штурмовик сразу же показал себя незаменимым в бою.



«Ахиллесовой пятой» штурмовика являлась незащищенность от атак истребителей из задней полусферы. В теории штурмовики должны были прикрываться истребителями, но реалии 1941-1942 годов были далеки от теории. Немецкие летчики быстро определили слабое место Ил-2. В строевых полках попытались импровизировать с оборонительным вооружением, однако кардинально ситуацию можно было исправить только силами ОКБ и завода.Изменения в конструкции обязательно приводят к временному снижению темпа производства, а потребность в Ил-2 была огромной. Тем не менее двухместный вариант Ил-2М был спроектирован, а в мае 1942 года приняли решение о запуске его в серию. Ил-2М отличался не только наличием стрелка, но и улучшенной бронеза-щитой, а технологию изготовления упростили.


К январю 1943 года был готов вариант Ил-2МЗ с более мощным мотором АМ-38. Эти штурмовики приняли участие в Сталинградском сражении. В 1943 году тактика боевого применения штурмовой авиации ВВС РККА вышла на новый качественный (и количественный) уровень. Примеромслужит битва на Курской дуге, где Ил-2 наносили удары по бронетехнике немцев с так называемой «карусели». Огневое воздействие значительно увеличивалось по времени, а самолеты, находясь в круге, получили возможность прикрывать друг друга от атак истребителей огнем бортового оружия. Тогда же впервые массово использовали 2,5-кг кумулятивные бомбы, и Ил-2 буквально «засеивали» ими танковые боевые порядки панцерваффе. Только 7 июля 1943 года Ил-2МЗ всего за 20 минут уничтожили порядка 70 танков 9-й дивизии. За два часа непрерывных атак штурмовиков вышло из строя 270 немецких танков в 3-й дивизии. А 17-я дивизия за четыре часа работы советских Ил-2 лишилась 240 из 300 своих танков.

Правда, потери в штурмовиках также были значительными, но и темп производства просто поражал 1000 Ил-2 ежемесячно! Из 35000 самолетов, построенных в СССР в 1943 году, четверть составляли Ил-2. Неоднократно летчики Ил-2 совершали огненные тараны. Так, 19 ноября 1943 года младший лейтенант Быков и старший лейтенант Короткевич направили свой горящий Ил на германский корабль в Балтийском море. Оба посмертно удостоены звания Герой Советского Союза. Не лишне отметить, что свою первую Звезду летчик-кос-монавт Г. Т. Береговой получил за боевые вылеты на Ил-2.

Порой Ил-2 использовались весьма необычно. В преддверии наступления Красной Армии в Румынии Ил-2М из 9-го смешанного авиакорпуса стальными крюками рвали провода полевых телефонов Вермахта, лишив немецкие войска оперативной связи. В августе 1944 года с конвейера сошел последний  36136-й  самолет Ил-2. В 1944 году собрали 16000 Ил-2, темп производства достиг 2300 штурмовиков в месяц. На смену Ил-2 пришел Ил-10. В октябре 1944 года первые Ил-10 проявились на фронте. Ил-10 оценили сразу за большую, в сравнении с Ил-2, боевую эффективность и меньшую трудоемкость в обслуживании. Впрочем, Ил-2 наряду с Ил-10 широко применялись вплоть до последних часов войны.Ил-2 (с учетом производства Ил-10) остается самым массовым военным самолетом в истории авиации. Аналога Ил-2 не удалось создать ни в одной из принимавших участие во Второй мировой войне стран, хотя попытки делались постоянно.