Самолеты Typhoon


Самолеты Typhoon 2-й тактической Воздушной армии наносили опустошающие удары с воздуха по отступающим германским войскам. Невзирая на тяжелые потери от огня зениток, летчики атаковали противника ракетами и бомбами, обстреливали из бортовых пушек. Как только союзники высадились 6 июня 1944 года на побережье Нормандии, 18 эскадрилий Typhoon (11 были вооружены ракетами, а семь бомбами) приступили к поддержке десанта с воздуха.



Ранее, 2 июня, в качестве подготовки к вторжению самолеты Typhoon из 98-й и 609-й эскадрилий атаковали и уничтожили РЛС в Дьеппе, которая могла обнаружить приближение кораблей с десантом. Основная работа самолетов началась 6 июня в 07:04, когда 21-я армия запросила нанести удары по штабу германского 84-го корпуса в Шато-Ла-Мьюф. Эскадрилья «Bombphoon» нанесла удар по цели, уничтожив почти всех, находившихся в штабе. Через три дня, 9 июня, Typhoon из 174-й, 175-й и 245-й эскадрилий разрушили в Жобуре РЛС, которая могла просматривать практически все побережье Нормандии. Сразу по возвращении в Великобританию Typhoon вновь подняли по тревоге, самолеты действовали по целеуказанию с кораблей британского флота, стоявших у побережья. Еще девять эскадрилий обрушили свои удары на штабы, опорные пункты и позиции германской артиллерии.

Две другие эскадрильи ПВО Великобритании, 137-я и 263-я, посменно патрулировали над Ла-Маншем в готовности отразить атаки германских кораблей и прежде всего торпедных катеров. Поиск германских патрульных кораблей Typhoon начали еще накануне «Дня Д». В день высадки десанта Typhoon наносили удары по германской береговой обороне, часто по вызову сухопутных войск. Первые дневные часы прошли неожиданно спокойно  на земле противник не оказывал упорного сопротивления, а небо почти полностью было свободным от самолетов Люфтваффе. Вечером 7 июня поступил запрос на авиационную поддержку от британской 61-й бригады, атаковавшей Порт-эн-Бесси. Вскоре армейцы сообщили, что Typhoon отбомбились по своим войскам. Однако расследование установило, что летчики сбросили над «дружественными» частями не бомбы, а топливные баки, чтобы увеличить скорость перед атакой целей в районе порта.

По мере продвижения войск союзников по северной части Франции все больше самолетов Typhoon работало в интересах сухопутных частей. Была разработана новая тактика непосредственной авиационной поддержки. Летчиков Typhoon инструктировали выполнять патрулирование по «коробочке» над районом боевых действий на высоте 3000 м. Целеуказание самолетам и приказ на применение оружия отдавал офицер по координации британских ВВС, который находился в армейских боевых порядках. Удар в случае необходимости наносили ракетами и бомбами, обстреливали цели из пушек. Такая тактика получила очень широкое распространение и была особенно эффективна в природных условиях Нормандии.

С середины июня эскадрильи Typhoon начали перебазироваться на аэродромы во Франции как можно ближе к линии фронта. На полевых аэродромах Франции из-за пыли быстро выходили из строя фильтры и моторы, что приводило к необходимости отправлять самолеты на ремонт и устанавливать специальные фильтры. Изредка Typhoon встречали сопротивление со стороны германских истребителей, однако больше всего потерь было получено от германских зениток. Многие Typhoon с боевыми повреждениями возвращались в Великобританию в гражданские ремонтные центры авиашколы Маршалла в Кембридже и компании «Taylorcraft Aircraft» в Рирсби, Лестер. Плохая погода не позволяла действовать авиации с должным напряжением, и немцы использовали такие «перерывы» для организации танковых контратак. Местами им удавалось вклиниваться в оборону союзников на 8 км. Эскадрильи Typhoon из 2-й тактической Воздушной армии помогли остановить продвижение германской армии.

Как только союзники объединили разрозненные плацдармы в единое целое, создались условия для наступления вглубь Европы. Важным инструментом данного наступления являлись самолеты Typhoon 2-й тактической Воздушной армии, решавшие практически все задачи по поддержке с воздуха. Важнейшим испытанием для самолетов Typhoon стал город Фалез на севере Франции. Американские войска быстро продвигались к городу с юга, британские и канадские части наступали с севера, взяв германскую 7-ю армию в клещи. Во избежание окружения немцы спешно отступили через небольшую «щель» у Фалеза  единственный участок, который союзники не успели «захлопнуть». Все начало августа Typhoon штурмовали ракетами, бомбами и пушками узкий участок отступления германских войск из «фалезского мешка». Потери Typhoon в августе 1944 года стали самыми масштабными за весь период боевого применения самолета — за месяц было потеряно более 90 машин. До конца войны в Европе Typhoon оставались важнейшим самолетом непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, нанося удары по целям на территории всей оккупированной немцами Западной Европы.