Самолеты РА-18 Super Cub

В годы Второй мировой войны Cub, названный американскими военными «Grasshopper», привлекался для решения широкого круга задач, а после войны было выпущено еще более 10 ООО самолетов РА-18 Super Cub. К 1940 году Европа уже стала театром военных действий, но США официально в войну еще не вступили, и потому на их территории действовала лишь гражданская программа по подготовке летчиков (Civil Pilot Training Program), в рамках которой правительство осуществляло крупные закупки легких учебных самолетов. Компании, выпускавшие эти самолеты, без заказов не оставались. В 1940 году фирма «Piper» поставила правительству почти 2000 самолетов J-3 Cub, а затем командование Армии США подготовило требования к легкому самолету (артиллерийскому корректировщику) и разместило в компании заказ на постройку опытной партии самолетов наблюдения YO-59 (фактически это были J-3C-65).



Потребность в легких самолетах была столь огромна, что к военным программам подключились компании «Taylorcraffe и «Аегопса», также выпускавшие легкие учебные самолеты. Оказалось, что места на военном рынке хватит всем,  «Piper» вскоре получила первый заказ на 980 самолетов L-4B, созданных на базе J-3, но с увеличенной площадью заднего остекления для обеспечения двум летчикам кругового обзора. ВМС США также приобрели Cub — в качестве учебно-тренировочного самолета под обозначением NE-1. Компания «Piper» продолжала также поставлять самолеты для летных школ.

Самолеты семейства L-4 строились в различных вариантах и в больших количествах на многих заводах в США. Среди строившихся вариантов Cub был и учебный планер TG-8  фактически стандартный L-4 без двигателя, оборудованный новым лобовым остеклением и «зализанной» носовой частью. Многие TG-8 после завершения войны были переоборудованы обратно в стандартные J-3. Последними Cub военного выпуска стали 859 самолетов 0-59, 4461 машина семейства L-4 и 253 планера TG-8 и его модификации для ВМС США (LNP-1).После наращивания военного производства «Piper» прекратила . выпуск Cub Coupe, но многие Cruiser использовались ВМС США в качестве санитарных. Вооруженные силы США также мобилизовали многочисленные гражданские Cub, Coupe и Cruiser, получившие обозначение как семейство L-4.После окончания войны авиастроители располагали огромными мощностями, но почти остались без заказов. Однако вскоре появились и покупатели  демобилизованные летчики, которые не могли жить без полетов. За пер вые два послевоенных года «Piper: построила значительное количество Cub. Остальные авиастроительные компании также устреми лись на гражданский рынок, кром того, с военных складов в продаж; поступило значительное количество легких самолетов.

В 1948 году бум на рынке спал, и «Piper» оказалась в тяжелом положении. К счастью, продуктовая линейка компании была уже достаточно большой  это позволило «Piper» удержаться на рынке.По новой системе обозначения, принятой в «Piper», модифицированный )-3 стал именоваться РА-11 Cub Special. Он отличался новым капотом, полностью закрывавшим двигатель  фирменный признак семейства Cub в виде выступающих головок цилиндров был утрачен. Самолет имел топливные баки в крыле, пилотировать его мог один летчик, а полностью желтая схема окраски с черной молнией уступила место желто-голубой цветовой гамме.В этот период производство одномоторных машин в «Piper» разделилось на два направления. Трехместный J-5C Cruiser был запущен в производство под обозначением РА-12 Super Cruiser, а вариант с более широким фюзеляжем получил обозначение РА-14 Family Cruiser. Компания также вывела на рынок совершенно новый двухместный самолет РА-15 Vagabond, а затем несколько модифицированное крыло от него и доработанный фюзеляж Family Cruiser были использованы для создания РА-16 Clipper, а затем  РА-20 Pacer, РА-22 Tri-Pacer и Colt.


«Настоящие» Cub (в варианте РА-11 с двигателями мощностью 65-90 л. с.) были модифицированы и получили обозначение РА-18 Super Cub. Самолеты появились в 1949 году и отличались усиленной конструкцией, двумя топливными баками в крыле, увеличенным хвостовым оперением и шасси по типу РА-11. В базовом варианте самолет оснащался двигателем Continental С-90 (машина получила обозначение Super Cub 95), вариант с двигателем Lycoming 0-235 мощностью 108 л. с. стал называться Super Cub 105  он оснащался закрылками и компенсированным рулем высоты. Super Cub оснащался двигателями Lycoming мощностью 125 л. с., 135 л. с. и 150 л. с., благодаря чему самолет имел очень хорошие летные характеристики. «Piper» также продавала сельскохозяйственный вариант РА-18А, оснащавшийся оборудованием для распыления химикатов. Значительное количество стандартных Super Cub переоборудовали в сельскохозяйстве-ные машины  на месте заднего сиденья была установлена емкость с химикатами, а часть машин получили распылители Britten-Norman Micronair на нижней поверхности крыла.

Военные Super Cub получили обозначение L-18 (вариант Super Cub 95) и L-21 (Super Cub 125). Многие самолеты поставлялись союзным странам в рамках американской программы военной помощи (МАР). В Европе такие Super Cub получили ряд стран, включая Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды и Францию. Полностью окрашенные в желтый цвет Super Cub стали ядром летных школ возрожденных Люфтваффе. Данные L-18 и L-21 отличались от базового гражданского Super Cub увеличенной площадью заднего остекления  как на L-4, такие самолеты можно легко определить по внешнему виду (многие самолеты Люфтваффе позже были проданы гражданским эксплуатантам по всей Европе).

Выпуск Super Cub был прекращен в середине 1981 года, а всю оснастку, оборудование и задел по самолетам «Piper» продала компании «WTA Inc.», бывшей дистрибьютором «Piper» в Луббоке (штат Техас). Сегодня «Cub Crafters» в Вашингтоне и «American Legend Aircraft» в Луббоке выпускают модернизированные версии самолета. «Piper» возобновила выпуск РА-18-150 Super Cub в 1988 году и выпустила около 80 самолетов, прежде чем в 1991 году обанкротилась.Доподлинно неизвестно, сколько самолетов Cub было выпущено в период 1932-1981 годов, но считается, что ранних моделей Cub  до модели J-2  было выпущено 1576 штук, самолетов семейства J-3  20296 штук, включая 253 планера TG-8, а также 2761 самолет модификаций Coupe и Cruiser и 10216 Super Cub. Таким образом, в общей сложности было собрано около 35 000 самолетов разных модификаций Cub  огромное достижение для компании Уильяма Томаса Пайпера, скончавшегося 15 января 1970 года.