Самолеты Ла-5 и Ла-7

Самолеты Ла-5 и Ла-7 начали поступать в строевые части осенью 1942 года, их общий выпуск превысил 15000 машин. Советские ВВС получили истребители, позволившие на равных воевать с самолетами Люфтваффе.На высотах менее 3000 м Ла-5 превосходил противников из Люфтваффе в скорости и маневренности. Некоторые эксперты, конечно, указывают на то, что по уровню комфорта летчика он уступал западным аналогам, но главное  это была великолепная машина, отличавшаяся простотой управления. Поэтому не удивительно, что Ла-5 и его варианты стали одними из излюбленных самолетов советских летчиков-асов.

Иван Кожедуб, будущий маршал авиации, одержал свою первую победу именно на Ла-5  6 июля 1943 года, на второй день Курской битвы, он сбил немецкий Ju 87. Примечательно, что в тот же день на Курской дуге гвардии старший лейтенант Александр Горовец из 88-го ГвИАП на Ла-5 в ходе боевого вылета, по официальным советским данным, сбил девять самолетов, но был сбит и погиб.На следующий день Иван Кожедуб сбил еще один самолет, а 9 июля  сразу два истребителя Bf 109.В декабре 1942 года с заводской линии стали сходить самолеты модернизированного варианта  Ла-5Ф, отличавшиеся форсированным двигателем АШ-82Ф и новым фонарем кабины с улучшенным обзором в заднюю полусферу. С марта 1943 года в войска стали поступать истребители Ла-5ФН (форсированный непосредственного впрыска топлива), оснащенные двигателем АШ-82ФН мощностью 1850 л. с. и имевшие подавляющее преимущество над немецкими Bf 109G на малых и средних высотах. Самолет также мог успешно противостоять Fw 190А-3/-4. Первым новые машины получил 5-й ГвИАП.

С мая 1944 года Иван Кожедуб летал на самолете Ла-5ФН (б/н 14), который был построен на личные средства колхозника-пчеловода В. В. Конева.Но Ла-5 был не очень эффективен в роли истребителя-бомбар-дировщика. Примерно с середины 1944    года, когда истребительной авиации Люфтваффе на советско-германском фронте был нанесен существенный урон, Ла-5 стали чаще привлекать для сопровождения штурмовиков Ил-2 и бомбардировщиков. октябре 1943 года с завода вышел первый опытный экземпляр Ла-7 (Ла-120), в ноябре он совершил первый полет, а весной 1944 года эти самолеты стали поступать во фронтовые части. Первыми его получили 63-й ГвИАП (весна), 9-й и 176-й ГвИАП (лето). Наиболее результативным считается 176-й ГвИАП, где заместителем командира с августа 1944 года был И. Н. Кожедуб, одержавший на Ла-7 шестнадцать из своих 62 побед. Причем 176-й полк стал первым в советских ВВС, получившим разрешение на ведение только «свободной охоты», на сопровождение и поддержку наземных войск он не привлекался.В последние недели войны Ла-7 был принят на вооружение 1-го чехословацкого ИАП, летавшего ранее на Ла-5ФН. Воевали Ла-5 и Ла-7 и на Дальнем Востоке.