Самолет Як-1

Скоростной, маневренный и построенный в большом количестве Як-1 являлся лучшим советским истребителем начального периода Великой Отечественной войны. Массовым истребителем стал и Як-7. Обе модификации сыграли ключевую роль в воздушных боях-первых двух военных лет. В мае 1940 года 11-й ИАП первым в ВВС РККА получил Як-1 первой предсерийной партии. Дислоцированный в Кубинке полк ПВО предназначался для обороны Москвы от нападения с воздуха; до конца года полк полностью перевооружили на Як-1.Го.сиспытания Як-1 успешно прошел в первой половине 1941 года, на заводе в Москве за это время построили более 350 самолетов. К моменту нападения Германии на СССР в июне 1941 года промышленность изготовила 425 истребителей Як-1, большинство из которых поступило в строевые части ВВС и ПВО, прикрывавшие крупные индустриальные центры в западных регионах страны. Во фронтовых частях новых самолетов было совсем немного, а некоторые из них только начали переобучение на новую технику.По мере продвижения немцев вглубь СССР все большее значение приобретала ПВО. Так из 30 полков, прикрывавших Москву, семь было вооружено Яками.


Эти полки выполняли не только свои первостепенные задачи. Они также штурмовали наземные цели, используя 82-мм ракеты РС-82. Выполнение штурмовых задач прекратилось в 1942 году, так как Як был очень ценен как истребитель для ведения воздушных боев. Лучшие качества Як-1 раскрывались в воздушных боях на малых и средних высотах. Як мало в чем уступал основным истребителям Люфтваффе  Bf 109F и Bf 109G, отличался отличной устойчивостью на всех режимах полета и великолепной управляемостью. Яки очень нравились летчикам.В то же время самолет имел ряд недостатков. Кроме слабого вооружения, летчики жаловались на плохой обзор назад и на недостаточное бронирование.

Первые истребители имели минимальное приборное оборудование, радиостанция и кислородная система отсутствовали. Непротекти-рованные топливные баки порой взрывались от попадания одной пули. Большинство недостатков устранили по ходу серийного производства в 1942 году, когда наметились две линии развития Як-1  облегченный вариант с исходным вооружением и более тяжелый  с усиленным вооружением.Эвакуация промышленности из западных, захваченных немцами, районов СССР на Восток почти не отразилась на темпах выпуска самолетов. Так, эвакуированный в конце 1941 года из Москвы в Каменск-Уральский авиазавод первый Як-1 на новом месте собрал уже через три недели. Завод выпускал стандартные Як-1 с мотором М-105ПФ.Серийный выпуск Як-1 наладили также на ГАЗ-292 в Саратове. Самолеты этого завода направлялись, главным образом, на южный фланг советско-германского фронта.Массовый выпуск Як-1 и Як-7 позволили перевооружить на эти типы большинство истребительных полков фронтовой авиации. Часто на вооружении одного авиаполка состояли самолеты разных типов. Як-1 также имелись в а"виа-ции ВМФ  21-й ИАП КБФ был вооружен облегченными Як-1, а 3-й гвардейский ИАП КБФ на Як-1 прикрывал с воздуха Ленинград летом 1942 года.

Отдельной линией развития стал двухместный Як-7УТИ, который использовался как учебно-трени-ровочный и скоростной связной самолет. На Як-7УТИ готовили летчиков для ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1. В начале 1942 года к Як-1 присоединился первый истребительный вариант Як-7 — Як-7А, выпуск которого наладили в Новосибирске. Дальнейшим развитием Як-7А стал Як-7Б. Впервые Як-7 вступили в бой под Сталинградом, принимали они участие и в боях на Кубани весной 1943 года. Стабильный при стрельбе Як-7 также отлично подошел для штурмовок наземных войск С января 1943 года серийный выпуск Як-1 переключился на Як-IM (М — Модернизированный) с трехсекционным каплеобразным фонарем кабины. Одной из первых Як-1М получила французская эскадрилья «Нормандия». Серийное производство Як-1 и Як-7 продолжалось в 1943-1944 годах. Хотя на вооружение поступили машины второго поколения (Як-3 и Як-9), Як-1 и Як-7 применялись до самого последнего дня войны, но уже в основном как истребители сопровождения и для штурмовок.Яки стали самыми массовыми советскими истребителями военного периода. До окончания производства в июле 1944 года было построено не менее 8670 Як-1 и 6399 Як-7.Фронтовые истребители Як оказали решающее влияние на ход войны в воздухе на советско-германском фронте. На малых и средних высотах Як мог конкурировать с любым истребителем мира, а большинство из них он на этих высотах превосходил.