Самолет Westland Lysander


Обладавший хорошими взлетно-посадочными характеристиками и управляемостью на малых высотах, многоцелевой самолет Lysander поступил на вооружение в 1938 году. Сегодня он больше известен как самолет, на котором за линию фронта забрасывали агентов и диверсантов. В период между двумя мировыми войнами британская Армия в качестве вспомогательных самолетов использовала преимущественно машины, переоборудованные из того, что было под рукой. Однако в 1934 году Министерство авиации выпустило спецификацию А.39/34 на новый самолет, который должен был заменить биплан Hawker Hector.



В июне 1935 года тендер выиграла компания «Westland», получившая контракт на постройку двух прототипов. Самолет получил обозначение Р.8 Lysander (от имени спартанского военачальника Лисандра). Рулежки первого прототипа прошли 10 июня 1936 года в Йеовиле, а затем он был перевезен в Боскомб Даун, где 15 июня совершил первый полет. После этого самолет вернули в Йеовил, внесли в его конструкцию ряд изменений, и в конце июня прототип продемонстрировали на авиашоу в Хэтфилде. 24 июля самолет на неделю передали в НИЦ авиации и вооружения в Мартле-шем Хит.

Заказ на 144 самолета поступил в сентябре. 11 декабря 1936 года был облетан второй прототип, который после испытаний в Март-лешем Хит в 1938 году отправили в Индию в 5-ю эскадрилью для испытаний в тропических условиях. Поставки британским ВВС начались в июне 1938 года, первой новые машины получила 16-я эскадрилья в Олд Сарум, сменившая старые Hawker Audax. Там же находилась и школа подготовки специалистов по вопросам взаимодействия с Армией, так что ее курсанты смогли сразу же приступить к изучению Lysander. Летчики быстро упростили название самолета до женского имени «Lizzie». В течение 1939 года были собраны 66 самолетов Lysander Mk I, из которых 14 пошли в 16-ю эскадрилью, девять  в школу в Олд Саруме, а остальные  в 13-ю (Одихэм), 26-ю (Кэттерик) и 4-ю (Уимборн) эскадрильи, где они заменили устаревшие Hawker Hector. К началу войны на Lysander перевооружили семь эскадрилий ВВС и две эскадрильи Вспомогательных ВВС (613-ю и 614-ю).

К тому времени большая часть эскадрилий, дислоцировавшихся в метрополии, сменили самолеты Mk I, оснащенные двигателями Bristol Mercury XII мощностью 890 л. с. (664 кВт), на Lysander Mk II, имевшие двигатели Bristol Perseus XII мощностью 905 л. с. Многие Mk I были отправлены за границу  в Египет, Индию и Палестину. Всего было выпущено 116 самолетов Mk I и 442 самолета Mk И. Последние поступили на вооружение 2-й, 4-й, 13-й и 26-й эскадрилий, направленных в 1940 году во Францию.С началом войны 4-я эскадрилья передислоцировалась в Бельгию, но в течение 10-23 мая были потеряны 11 самолетов, часть из них на земле. Один из экипажей Lysander сбил один Bf 110 и, оторвавшись от погони полдюжины истребителей, вернулся на базу.

22 мая самолет из 2-й эскадрильи сбил один Henschel Hs 126 и один Junkers Ju 87. К тому времени сопротивление французов иссякло,и британцы вывели свои эскадрильи в метрополию.Но британские летчики еще совершали полеты в интересах снабжения войск союзников.Один из таких вылетов окончился катастрофой  из 16 самолетов Lysander и Hector, направленных через пролив Па-де-Кале, обратно вернулись только два. Всего с сентября 1939 года по май 1940 года в небе Франции и Бельгии было потеряно 118 самолетов Lysander, погибли 120 летчиков. Стало ясно, что самолет в данной роли больше использоваться не может, так что вместо Lysander с начала 1941 года в войска стали поступать Curtiss Р-40 Tomahawk.

В апреле 1939 года 208-я эскадрилья в Египте получила Lysander, после чего они вместе с Hawker Hurricane принимали участие в боях в Ливийской пустыне в качестве тактических разведчиков. Позже эскадрилья участвовала в греческой кампании, а в 1942 году сменила Lysander на Tomahawk.6-я эскадрилья в Рамле (Палестина) летала на различных типах самолетов, на момент получения Lysander  в феврале 1940 года  в ней имелись Hawker Hardy и Gloster Gauntlet. К 1942 году их постепенно сменили на различные модификации Hurricane и Blenheim Mk IV.В сентябре 1941 года первой на данном ТВД самолеты Lysander получила 28-я эскадрилья в Амбале, Индия. Вскоре после этого эскадрилью перебазировали в Бирму (ныне Мьянма), где они использовались в качестве легких штурмовиков, бомбардировщиков и разведчиков. В марте 1942 года их вернули в Индию, а в декабре того же года эскадрилью перевооружили на Hurricane.Последней эскадрильей, применявшей Lysander в боях, стала 20-я эскадрилья, воевавшая в Бирме в конце 1943 года и впоследствии также перевооруженная на Hurricane.


Снятые с фронта Lysander продолжали использовать в качестве буксировщиков мишеней, поисково-спасательных и для проведения специальных операций. 138-я и 161-я эскадрильи, оснащенные различными самолетами, включая и Lysander, обеспечивали связь командования с различными отрядами и группами Сопротивления в оккупированной Европе  сбрасывали им припасы и вооружение, доставляли диверсантов, вывозили раненых и других важных лиц в Великобританию. Эти ночные операции позволили наилучшим образом раскрыть потенциал Lysander, обладавшего отличными взлетно-посадочными характеристиками и способного садиться буквально на «пятачке». В операциях принимали участие Lysander Mk III и Mk IIIA, которые оснащались двигателями Bristol Mercury XX или XXX мощностью 870 л. с. и были выпущены в количестве 367 и 347 самолетов, соответственно. Последний серийный вариант  буксировщик мишеней TT.Mk IIIA, построенный в количестве 100 штук. Всего было выпущено около 1650 самолетов Lysander разных модификаций, а еще 225 самолетов построены по лицензии в Канаде.

Партия из 26 самолетов Mk II была передана ВВС Турции, 20  Египту, шесть  ирландскому Авиакорпусу, девять  Финляндии, восемь  Португалии и семь  Франции. Три машины получили ВВС Армии США, а другая партия была отправлена в Южно-афри-канские ВВС. Несколько Lysander использовались в качестве экспериментальных. Наиболее интересным стал самолет с тандемным крылом и двухкилевым оперением, оснащенный макетом стрелковой турели типа Boulton Paul. Данный самолет рассматривался в качестве легкого штурмовика, который должен был атаковать высаживающихся на побережье Британии немецких десантников, но, к счастью, это не понадобилось. Еще один Lysander был оснащен новым крылом Steiger разработки «Blackburn», которое имело обратную стреловидность 9° и оснащалось предкрылками и закрылками по всему размаху. В конце войны Канада осталась единственной страной, имевшей большое количество Lysander. Часть из них оставалась в эксплуатации до начала 1960-х годов.