Самолет Vickers Wellington

18 декабря 1939 года самолеты Wellington Mk IA из состава 149-й эскадрильи приняли участие в первом крупном дневном налете на немецкие военно-морские базы Гельголанд и Вильгельмсхафен, организованном Бомбардировочным командованием. Всего в налете приняли участие 24 Wellington из 9-й, 27-й и 139-й эскадрилий, которые впервые применили бронебойные 227-кг бомбы. Немецкие летчики-истребители, зная о мощном оборонительном вооружении Wellington, атаковали машины не сзади, а сбоку и в итоге сбили 10 самолетов, тяжело повредив еще три.


К началу Второй мировой войны восемь эскадрилий британского Бомбардировочного командования имели на вооружении Wellington Mk I, а еще три в конце сентября 1939 года приступили к перевооружению на Wellington Mk IA. Первыми Wellington Mk 1C получили 75-я, 115-я и 148-я эскадрильи (апрель 1940 года), а до конца года самолеты поступили уже в 19 эскадрилий. В октябре 1940 года 12-я эскадрилья первой получила Wellington Mk II, за ней в следующем месяце последовала 142-я эскадрилья, а всего данная модель стояла на вооружении восьми эскадрилий британских ВВС. В 1941 году поставки Wellington существенно возросли, в основном за счет Wellington Mk III, который поступил на вооружение 18 эскадрилий. Единственным членом экипажей Wellington, получившим Крест Виктории, стал 22-летний сержант, новозеландец Джеймс Аллен Уорд,  второй пилот самолета из 75-й (новозеландской) эскадрильи. Во время налета 7 июля 1941 года на Мюнстер после атаки Bf 110 в правом двигателе его Wellington, «АА-R», возник пожар. Сержант Уорд выбрался с огнетушителем на крыло и предотвратил распространение пожара. Уорд получил серьезные ожоги, и первому пилоту пришлось в одиночку вести самолет домой, совершив вынужденную посадку в Англии. Сам Уорд погиб 15 сентября того же года  его Wellington был поражен немецкой зениткой во время налета на Гамбург.

После провального налета на Брансбюттель 4 сентября 1939 года новый рейд был организован днем 18 декабря на военно-мор-скую базу Вильгельмсхафен и прилегающие участки залива. В нем приняли участие 24 самолета Wellington Mk I и Mk IA, однако они были обнаружены РЛС немецкой системы ПВО  на перехват вылетели истребители Bf 109 и Bf 110 из 1 -й истребительной эскадры. В результате ожесточенного боя над Гельголандской бухтой были сбиты 10 самолетов Wellington и еще три серьезно повреждены. Выжившие экипажи сообщили, что немецкие истребители впервые атаковали их с бортов  самого слабого места самолетов. Налет 18 декабря стал последним, осуществленным с применением Wellington в светлое время суток.Wellington и Blenheim принадлежит честь первого налета бомбардировщиков, организованного британскими ВВС в годы Второй мировой войны. 4 сентября 1939 года 15 самолетов Blenheim из 107-й и 110-й эскадрилий и 14 самолетов Wellington Mk I из 9-й и 149-й эскадрилий нанесли бомбовый удар по немецким кораблям, находящимся в районе Брансбюттеля, Вильгельмсхафена, Шиллиг Роадс (недалеко от Вильгельмсхафена) и на подходах к Кильскому каналу. Целями налета были линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», тяжелые крейсеры «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер» и крейсер «Эмден». Однако часть экипажей не смогла обнаружить назначенные цели, а те, кто обнаружил, добились трех попаданий в «Адмирал Шеер», но бомбы не взорвались. «Адмирал Хиппер» попаданий не получил, а крейсер «Эмден» получил повреждения из-за того, что в него врезался один из Blenheim. Британцы же потеряли сбитыми пять Blenheim (все от зенитного огня) и два Wellington. Один самолет был сбит Альфредом Хелдом, пилотом Bf 109 из I группы 77-й истребительной эскадры, что стало первой победой в воздухе в истории Второй мировой войны.

Wellington составили основную массу самолетов, принявших участие в рейде 10ОО бомбардировщиков, осуществленном Бомбардировочным командованием в ночь с 30 на 31 мая 1942 года. В операции «Millennium» приняли участие 868 бомбардировщиков, которые нанесли массированный удар по Кельну. Поскольку в самом командовании оказалось около 400 бомбардировщиков, остальные взяли из других соединений: 299 самолетов Wellington  из трех фронтовых авиагрупп британских ВВС, а еще 303 самолета  из учебных подразделений. Wellington также сыграли важную роль в проведенных в июне массированных налетах на Эссен и Бремен. Среди множества задач, решавшихся Wellington, можно отметить испытания различных вооружений и двигателей. Например, испытания разработанных инженером Барнсом Уоллисом прыгающих бомб (глубинных) «Highball» и «Upkeep», а также установленной на Wellington Mk II надфюзеляжной турели с 40-мм пушкой Vickers. Wellington часто использовались в качестве летающей лаборатории для отработки различных двигателей, включая первые реактивные. В 1942-1945 годах на паре Wellington Mk II были испытаны 15 типов двигателей, которые размещались в хвостовой части фюзеляжа. Данные машины имели крыло от Wellington Mk VI и двигатели Merlin 62 и в общей сложности выполнили 366 полетов на высотах до 10970 м и позволили отработать все ранние британские турбореактивные двигатели, включая первые двигатели Whittle (конструкции сэра Фрэнка Уиттла). Испытания двигателей продолжались и после войны, одним из них стал турбовинтовой Rolls-Royce Dart  в 1948 году он отрабатывался на Wellington Mk X, а после был установлен на авиалайнер Vickers 630 Viscount, поднявшийся в воздух 16 июля того же года.