Самолет Supermarine Spitfir

Spitfire был лучшим британским истребителем Второй мировой войны. Его история восходит к самолету Туре 224, спроектированному Р.Дж. Митчеллом согласно спецификации F.7/30. Цельнометаллический низкоплан Туре 224 имел консольное крыло ти па обратная чайка, неуби-раемое шасси с закрытыми обтекателями колесами основных опор и был оснащен V-образным мотором Rolls-Royce Goshawk II мощностью 600 л. с. (447 кВт). Результаты испытаний Туре 224 разочаровали, впрочем, показатели конкурентов были не лучше, поэтому министерство авиации не заключило контрактов на серийное производство.Реджинальду Митчеллу «развязали руки», и новая машина проектировалась уже без оглядки на официальную спецификацию. На чертежных досках обретал свой облик изящный самолет Туре 300. Небольшой аэродинамически чистый истребитель с убираемым шасси проектировался теперь вокруг мотора Rolls-Royce PV.12 (Merlin). В крыле необычной эллиптической в плане формы разместили вооружение из восьми пулеметов, стреляющих вне диска вращения винта.

Теперь уже министерство авиации составило спецификацию F.36/34 под само-летТуре 300 и заказало постройку одного прототипа. На прототипе (К5054) установили 900-сильный мотор Rolls- Royce Merlin «С», и первый полет он выполнил 5 марта 1936 года. Сравнительно небольшие по срокам летные испытания понадобились лишь для того, чтобы формально подтвердить победу Туре 300 в конкурсе на одноместный истребитель для британских ВВС. 3 июня 1936 года был заключен контракт на постройку 310 серийных машин Spitfire Mk I.Однако освоение истребителя в производстве шло очень медленно  первый Spitfire Mk I поступил в 19-ю эскадрилью из Даксфор-да только в июле 1938 года. К сентябрю ВВС Великобритании успели получить пять новых истребителей.В дальнейшем Spitfire стал поистине массовым самолетом: построено 20 334 сухопутных Spitfire и 2556 палубных Seafire.Универсальность и многоцелевые возможности новой машины привели к появлению маловысотных вариантов с «обрезанным» крылом (LF) и высотных  с крыломувеличенного размаха (HF). Истребители со стандартным крылом обозначались F, при этом в случае штатного вооружения из восьми пулеметов винтовочного калибра к обозначению добавлялась буква «А», вариант вооружения из двух пушек и четырех пулеметов обозначался «В», из четырех пушек  «С», из двух пушек и двух 12,7-мм пулеметов, плюс до 454 кг бомб  «Е».На момент начала Второй мировой войны в составе британских ВВС имелось девять боеготовых эскадрилий Spitfire. Первый германский самолет, Не-111, сбили Spitfire из 603-й эскадрильи 1 б октября

1939    года. Это был вообще первый самолет, сбитый британскими ВВС во Второй мировой войне. В августе 1940    года, незадолго до самых ожесточенных боев периода битвы за Британию, в составе Истребительного командования британских ВВС насчитывалось 19 эскадрилий Spitfire. В декабре 1940    года Spitfire Mk II приступили к выполнению боевых вылетов над оккупированной немцами Европой по плану «Rhubarb». 7 марта 1942 года авианосец «Игл» доставил на Мальту самолеты модификации Spitfire MkVB  тогда впервые Spitfire стали базироваться за пределами метрополии.Вскоре Spitfire появились на Ближнем Востоке, а в начале 1943 года  на Тихом океане. Параллельно с серийным производством велись работы по совершенствованию самолета  повышению его летных данных, усилению вооружения, а двигатели Merlin в конце войны заменили моторами Rolls-Royce Griffon.В годы войны Spitfire использовались не только в Великобритании и странах британского Содружества, но также в США и СССР. Интересно, что ни в США, ни в СССР восторженных отзывов Spitfire не заслужил.В Великобритании Spitfire оставались на вооружении в послевоенные годы, последний боевой вылет в Малайе фоторазведчик Spitfire PR.Mk 19из81-й эскадрильи выполнил 1 апреля 1954 года.Успешное применение самолетов Sea Хуррицане с авианосцев британского флота стало поводом для разработки варианта Seafire. Первыми Seafire Mk IB стали доработанные в январе 1942 года Spitfire MkVB. Морской Seafire эволюционировал аналогично сухопутному Spitfire, а кульминацией линии развития палубных истребителей стал Seafire Mk47, применявшийся в корейской войне. После снятия с вооружения эскадрилий первой линии ВМС Великобритании в частях добровольческого Резерва ВМС Seafire эксплуатировались до 1957 года.