Самолет Су-7

После смерти И. В. Сталина в 1953 году П. О. Сухой вновь был поставлен во главе самостоятельного конструкторского бюро, и первой его работой стал реактивный самолет С-1, который создавался на базе Су-17 («Р»), Самолет получил низкорасположенное однолонжеронное крыло с внутренним подкосом, имевшее стреловидность 60° и относительную толщину 7%, цельноповоротное горизонтальное оперение, необратимую бустерную систему управления по всем каналам, осесимметричный регулируемый воздухозаборнике выдвижным центральным телом и др. Вооружение  две 30-мм пушки в корневых частях крыла. Прототип С-1 был облетан 7 сентября 1955 года, во время заводских испытаний он оснащался бесфор-сажным двигателем АЛ-7 тягой 63,74 кН. В марте 1956 года на С-1 поставили форсажный АЛ-7Ф тягой 78,45 кН, а 24 июня он был показан на параде в Тушино. В1957 году С-1 с АЛ-7Ф установил национальный рекорд скорости  2170 км/ч. Базовый Су-7 строился серийно в 1958-1960 годах.

В ходе продолжения работ в конечном итоге был построен предсерийный С-2., облетанный в апреле 1959 года и отличавшийся выпуклой хвостовой частью фюзеляжа. В серию он пошел в 1960 году под обозначением Су-7Б и оснащался более мощными двигателями АЛ-7Ф1-100, которые позволяли самолету развивать максимальную скорость 2120 км/ч. Вооружение самолета включало две 30-мм пушки НР-30 в крыле (70 снарядов), плюс боевая нагрузка на шести внешних узлах подвески максимальной массой 2000 кг, включая ядерные бомбы 8У69 мощностью 5 к!Су-7Б быстро завоевал популярность в войсках за свои высокие летно-технические характеристики. Но во избежание снижения летных характеристик практическая боевая нагрузка вынужденно ограничивалась 1000 кг, а расход топлива был чрезвычайно высоким, и поэтому даже с несколькими подвесными баками боевой радиус самолета оставлял желать лучшего. Впрочем, Су-7Б надолго стал основным истребителем-бомбар-дировщиком советских ВВС и был выпущен в количестве 432 машин.В1962 году в серийное производство пошла модификация Су-7БМ, отличавшаяся новым бортовым оборудованием и модифицированным двигателем АЛ-7Ф-1 с повышенным ресурсом и тягой 99,12 кН, а также отсутствием подфюзеляжно-го блока НАР и усиленными подкрыльевыми пилонами. Отличительной особенностью Су-7БМ стали смещенная вправо штанга ПВД и двойные внешние кабель-ка-налы по бортам фюзеляжа.

В течение 1962-1964 годов построено 290 самолетов.В 1965-1971 годах в серийном производстве находилась модификация Су-7БКЛ, оптимизированная для базирования на грунтовых и коротких ВПП и оснащенная колесно-лыж-ным шасси, ускорителями СПРД-110 и двухкупольной тормозной парашютной системой (также были модифицированы закрылки). На передней опоре шасси применили колесо увеличенного диаметра, а на основных опорах рядом с пневматика-ми установили небольшие металлические лыжи  при взлете с бетонных ВПП эти лыжи не работали, так как их подвеска не позволяла им касаться полосы, но при углублении колеса в мягкий грунт они касались земли и брали на себя часть нагрузки, не давая в итоге колесу проваливаться в грунт. Были построены 267 машин.В 1966-1971 годах строился экспортный вариант, получивший обозначение Су-7БМК. В конструкции самолета с одной стороны были допущены «упрощения» по сравнению с машиной для советских ВВС (шасси без лыж, упрощенное БРЭО и пр.), а с другой  внедрены некоторые усовершенствования по типу Су-7БКЛ. Первая партия Су-7БМК была поставлена в 1966 году в Египет и приняла участие в арабо-израиль-ской войне 1967 года.По результатам боевых действий египетские военные в инициативном порядке при содействии одной западногерманской компании в полевых условиях выполнили доработку самолетов по размещению на них двух дополнительных точек подвески. Опыт оказался удачным, и с 1969 года на серийных Су-7БКЛ стали ставить два дополнительных балочных держателя БДЗ-57КР, а максимальная масса боевой нагрузки достигла 3300 кг. Построен 441 самолет данной модификации, они поставлялись в Афганистан, Алжир, Вьетнам, Египет (более 200 машин), Индию, Ирак, Польшу, Сирию и ЧССР.

Су-7У двухместная учебно-тренировочная модификация самолета, созданная на базе Су-7Б и выпускавшаяся в 1965-1971 годах. Летчики размещались тандемомпод индивидуальными частями фонаря. Инструктор имел дублирующий комплект приборов и органов управления. Су-7У оснащался двигателем АЛ-7Ф1 -200 и системой аварийного покидания КС-4У-22 для безопасногораздельного катапультирования летчиков. Фюзеляж был удлинен, в верхней части появился гаргрот, а одна пушка была демонтирована. В конце 1966 года в серию пошел и экспортный вариант Су-7УМК, отличавшийся преимущественно системой «свой—чужой», хотя страны ОВД получали Су-7У, идентичные советским.В настоящее время 18 единиц Су-7, возможно, остаются на вооружении северокорейских ВВС.