Самолет Су-2

Во время работы под руководством А. Н. Туполева будущий известный авиаконструктор П.О.Сухой принимал участие в создании бомбардировщика и рекордного самолета АНТ-37 и руководил разработкой самолета АНТ-51  многоцелевого низ-коплана, предназначавшегося для ведения тактической разведки и выполнения штурмовки наземных целей. Самолет, обозначенный вначале как ББ-1 (ближний бомбардировщик), был облетан 25 августа 1937 года и впоследствии получил обозначение Су-2.Самолет вначале оснащался высотным звездообразным двигателем М-87, который перед сдачей на гос-испытания по требованию военных заменили на более надежный М-87 А, хотя этот двигатель вышел из строя после третьего полета. В последующем проводились испытания с двигателем М-87Б, но в конечном итоге на самолет установили новый двигатель М-88 мощностью 950 л. с. (ранние серийные машины), а затем М-88Б мощностью 1000 л. с. (поздние серийные самолеты).

Су-2 представлял собой свободнонесущий низкоплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом, пилот и стрелок располагались под застекленным фонарем кабины, оканчивающейся турель-ным пулеметом с ручным наведением. При этом оба члена экипажа были защищены броней толщиной 9 мм. Самолет активно строился до 1942 года  всего выпущено около 900 машин  и применялся на фронте в качестве разведчика и легкого бомбардировщика. Поздние серийные Су-2 вооружались уже шестью 7,62-мм пулеметами UJKAC и могли нести 10 реактивных снарядов РС-82 или РС-132 и/или до 400 кг бомб.Однако постепенно стало понятно, что действующие с малых и средних высот легкие бомбардировщики чрезвычайно уязвимы для зенитного огня и истребителей противника, поэтому приоритет был в итоге отдан хорошо защищенным и имеющим мощное вооружение штурмовикам, способным действовать, в том числе, без истребительного прикрытия. После 1942 года Су-2 использовались преимущественно в качестве воздушного разведчика, буксировщика мишеней, учебно-тренировочного и связного.

В начале 1940 года был облетан штурмовик-бомбардировщик ШБ (ББ-2), оснащавшийся мотором М-88 мощностью 950 л. с., вооруженный шестью 7,62-мм пулеметами и несший до 600 кг бомб. Проект был признан бесперспективным и работы по нему прекратили в пользу штурмовика с мощным бронированием и вооружением.В развитие Су-2 был создан легкий бомбардиров-щик-штурмовик Су-4 (ББ-3), который планировалось оснащать двигателем М-90 мощностью 2100 л.с. и деревянным крылом с металлическими лонжеронами. Однако ввиду неготовности М-90 вариант Су-4 в серию не пошел (построен один самолет), а Су-2 был модифицирован за счет установки двигателя М-88 и строился в таком варианте под обозначением «Су-2 с мотором М-82» (построены 58 машин). Вооружение два 12,7-мм пулемета БС в центроплане и два 7,62-мм ШКАС у стрелка, плюс до 400 кг бомб на внутренней подвеске.