Самолет Short S.29 Stirling

По техническому заданию В. 12/36 британского министерства авиации компания «Short Brothers» приступила к созданию перспективного семи-/восьмиместного тяжелого бомбардировщика. 19 сентября 1938 года в первый полет отправился исследовательский самолет S.31, оснащенный четырьмя двигателями Pobjoy Niagara мощностью 90л.с. и представлявший собой масштабную, в половину размера, версию самолета S.29 Stirling.


Прототип Stirling был облетан 14 мая 1939 года, он оснащался четырьмя двигателями Bristol Hercules II мощностью 1375 л. с. Но первый серийный самолет, поднявшийся в воздух 7 мая 1940 года, имел уже двигатели Hercules XI мощностью 1595 л. с. Поставки начались в августе 1940 года, а первое боевое применение состоялось в ночь с Юна 11 февраля 1941 года, когда три самолета 7-й эскадрильи нанесли удар по нефтехранилищу в Роттердаме. Stirling стал первым четырехмоторным бомбардировщиком-монопла-ном, поступившим на вооружение британских ВВС, и первым принял участие во Второй мировой войны. Он также стал первым бомбардировщиком, снятым в годы войны с вооружения, последний вылет самолет сделал 8 сентября 1944 года. На смену Stirling в Бомбардировочном командовании пришли более современные бомбардировщики Avro Lancaster и Handley Page Halifax, имевшие лучшие показатели по потолку и способные нести авиабомбы более крупного калибра.

Всего было построено 1759 самолетов, включая 712 Stirling Mk I и 1047 Stirling Mk III. Серийный вариант Mk II должен был строиться в Канаде и оснащаться двигателями Wright Cyclone R-2600, но его производство было отменено. С начала 1944 года самолеты Stirling стали использоваться как буксировщики планеров и транспортные.В первом случае два Stirling Mk III были переоборудованы в опытные машины, лишившись при этом носовой и надфюзеляжной турелей, но сохранив хвостовую, а также получили оборудование для буксировки планеров и новое обозначение Stirling Mk IV. Самолеты справились с новой задачей превосходно. Каждый Mk IV мог буксировать один десантно-штурмовой планер General Aircraft Hamilcar или два планера Airspeed Horsa, либо же пять планеров General Aircraft Hotspur во время перегоночного или учебного полетов.

Самолеты приняли участие в высадке союзников в Нормандии, в десантах в районе Арнхема и в операции по форсированию Рейна в марте 1945 года. Всего было собрано 450 самолетов Stirling IV; следом за ним в производство пошел транспортный Stirling MkV собрано 150 машин для Транспортного командования британских ВВС.Транспортный вариант мог перевозить грузы или технику (например, два военных автомобиля общего назначения с прицепами либо с полевым орудием, прицепом и боеприпасами), либо 40 солдат, либо 20 полностью экипированных парашютистов, либо 12 носилочных или 14 сидячих раненых.Самолеты MkV постепенно заменялись на Avro York, последний Stirling был выведен из эксплуатации в 1946 году. В 1947 году компания «Airtech Ltd» переделала 12 Stirling MkV для бельгийской гражданской авиакомпании.