Самолет Savoia-Marchetti S.M.91

Появление мощного и надежного немецкого двигателя DB 605 позволило итальянским авиаконструкторам реализовать ряд интересных проектов в области самолетостроения. Среди них можно отметить два прототипа хорошо вооруженных истребителей-бомбардировщиков компании «Savoia-Marchetti».Первым стал S.M.91, имевший крыло размахом 19,70 м и массу пустого 6387 кг. Первый из двух прототипов был облетан 11    марта 1943 года. Самолет оснащался двумя импортными двигателями Daimler-Benz DB 605А-1 мощностью по 1475 л. с., которые позволяли ему развивать максимальную скорость полета 584 км/ч и достигать практического потолка 10798 м. Оба прототипа были захвачены и испытывались в Германии в 1943-1944 годах.


S.M.92 проектировался на базе S.M91, но отличался отсутствием центральной гондолы  кабина экипажа на двух человек на этой машине располагалась слева. Вооружение самолета включало три пушки MG.151 и три 12,7-мм пулемета Breda-SAFAT. В первый полет самолет отправился 12 ноября 1943 года, в ходе летных испытаний он продемонстрировал максимальную скорость 615 км/ч. Самолет стал жертвой бомбардировок союзников в 1944 году.Компания «Savoia-Marchetti» также разработала пикирующий бомбардировщик S.M.93, имевший цельнодеревянную конструкцию и оснащавшийся двигателем DB 605А. Экипаж самолета включал двух человек и размещался в кабине с длинным фонарем, причем пилот располагался лежа. Вооружение самолета включало 20-мм пушку MG 151 /20 и три f 2,7-мм пулемета Breda-SAFAT, а максимальная бомбовая нагрузка достигала 1452 кг.

S.M.92 и S.M.93 проходили испытания под контролем Люфтваффе. S.M.93 был облетан 31 января 1944 года. Все три типа самолетов продемонстрировали хорошие летно-технические характеристики, но их создание пришлось на самый трагичный для Италии момент войны. В конечном итоге работа над всеми ними была прекращена. S.M.93 имел крыло размахом 13,90 м, максимальную массу 5500 кг и мог развивать на высоте 4500 м максимальную скорость 579 км/ч. Savoia-Marchetti S.M.95Прототип четырехмоторного самолета S.M.95, разработанного на базе транспортного S.75, был облетан в мае 1943 года. Впрочем/ третий опытный S.M.95 поднялся в воздух только после окончания войны 30 июля 1945 года. За ним последовали 20 серийных самолетов, последний из которых был передан заказчику в ноябре 1949 года.

Компания «Alitalia» приобрела шесть самолетов, и 3 апреля 1948 года они приступили к полетам на международной линии Рим — Осло. В июле 1949 года самолеты S.M.95 приступили к ежедневным полетам в Каракас (Венесуэла), а компания «LATI» в то же время стала осуществлять полеты в Венесуэлу раз в две недели (также на S.M.95).Еще четыре самолета приобрела египетская авиакомпания «SAIDE», которая использовала их в течение нескольких лет на авиалиниях, соединявших Каир с Римом и Парижем. Большинство всех этих самолетов были списаны к 1952 году. Несколько авиалайнеров S.M.95 также использовались ВВС Италии в качестве VIP-транспортных.На ранние самолеты S.M.95 ставились двигатели Alfa Romeo 128, но экземпляры, принадлежавшие «LATI», имели двигатели Pratt & Whitney Twin Wasp, а последний самолет компании «Ala Littoria» оснащался звездообразными двигателями Bristol Pegasus 48 мощностью 740 л. с.