Самолет Republic Р-47 Thunderbolt


Снискавший славу в руках пилотов ВВС США, Thunderbolt также использовался британскими ВВС в Индокитае. Используя высокую боевую мощь самолета в качестве штурмовика, англичане изматывали отступающие японские войска на протяжении последних 12 месяцев войны. Семейство Republic Р-47, построенное в количестве 15683 машины, было вторым после семейства Curtiss Р-40, по количеству истребителей, выпущенных в США в годы Второй мировой войны. Из этого числа 12602 самолета относились к модификации P-47D, ставшей самым массовым вариантом среди американских истребителей. Британия также использовала Thunderbolt  было поставлено 825 самолетов, воевавших исключительно в Бирме.

Под влиянием первой информации о воздушных боях в Европе, конструкторы компании «Republic» разработали в 1940 году проект современного одноместного истребителя, отличавшегося большими размерами и массой.Философия этого проекта контрастировала с разработками других компаний, считавших, что для повышения эффективности требуется снижать массу истребителя.ХР-47В, совершивший первый полет 6 мая 1941 года, был оснащен массивным двухрядным радиальным ПД воздушного охлаждения Pratt & Whitney с турбонагнетателем, расположенным в хвостовой части фюзеляжа. Масса машины составляла 5443 кг.На серийном варианте предполагалось установить вооружение из восьми 12,7-мм пулеметов в крыле, при этом масса истребителя возрастала до 6804 кг.



ВВС США заказали варианты Р-47В и Р-47С, а британским ВВС пришлось ждать появления модификации P-47D, поставки которой начались в рамках ленд-лиза. Под обозначением P-47D скрывалось несколько подвариантов, отличавшихся рядом доработок: дальность была увеличена за счет использования центрального ПТБ, вместо которого могла подвешиваться 227-кг бомба, а на пилонах под крылом могли подвешиваться или два ПТБ, или две 454-кг бомбы. Со временем самолет получил возможность нести на подкрыльевых пилонах по две-три НАР или по одной 227-кг бомбе, доказав преимущества тяжелого истребителя с мощной силовой установкой.Поставки Британии начались в середине 1944 года и составили 240 Thunderbolt F.Mk I и 590 Thunderbolt F.Mk II (из запланированного общего количества 1098 машин). Самолеты варианта Mk I имели высокий гаргрот, являвшийся продолжением фонаря кабины, в то время как Mk II (соответствующие американскому варианту P-47D-25) получили каплевидный фонарь без гаргрота. Несколько Thunderbolt попали в Британию для проведения испытаний, но большинство машин (поступавших до июля 1945 года) отправлялись прямо в Индию, где самолеты воевали, или в Египет, где базировалось учебное 73-е подразделение.

Перевооружение подразделений британских ВВС в Индии (тогда летавших на Hurricane) началось в мае 1944 года, и к лету, когда начались поставки Thunderbolt Mk II, 30-я, 79-я, 146-я и 261-я эскадрильи уже летали на истребителях компании «Republic». Первый боевой вылет был выполнен 14 сентября 1944 года 261-й эскадрильей  ее Mk I и Mk II провели вооруженную разведку над рекой Чиндуин. Два дня спустя 146-я эскадрилья вместе с 261-й отправилась на штурмовку в район к югу от Импхала.К 30-й и 79-й эскадрильям, которые вели бои над штатом Ара-кан, позднее присоединилась 135-я эскадрилья. В основном эти части занимались вооруженной разведкой и штурмовкой, но 4 ноября пилоты 30-й эскадрильи одержали первую воздушную победу британских ВВС на Thunderbolt.К концу 1944 года еще четыре эскадрильи были перевооружены на Thunderbolt  три в Аракане и одна в центральной Бирме  и, наконец, еще две эскадрильи Hurricane прошли перевооружение в марте и апреле 1945 года. Боевые действия продолжались до самого конца войны, а 60-я эскадрилья, базировавшаяся в Сингапуре, продолжала летать на Thunderbolt Mk II до октября 1946 года.