Самолет Republic F-84 Thunderjet

Компания «Republic» для нового реактивного дневного истребителя, предназначенного для замены самолета Thunderbolt, выбрала название Thunderjet. В марте 1945 года «Republic» получила первый контракт на создание трех прототипов ХР-84 и приступила к проектированию одноместного истребителя по схеме среднеплан.



В процессе разработки возникло множество проблем, основными из которых были увеличение массы конструкции и малая тяга двигателя. Когда взлетели два первых прототипа (28 февраля и в августе 1946 года),стало ясно, что «Republic» удалось создать очередной самолет с высокими характеристиками. Это было подтверждено в сентябре 1946 года, когда один из прототипов установил новый национальный рекорд скорости  983 км/ч.Оба прототипа были оснащены ТРД General Electric J35-GE-7 тягой16,68 кН, который также был выбран для установки на 25 предсерийных самолетов YP-84. Однако его заменили на ТРД Allison J35-A-15 тягой 17,78 кН, сократив число самолетов для войсковых испытаний YP-84A до 15 машин. Им предшествовал третий прототип, достроенный под обозначением ХР-84А. За YP-84A последовала партия из 226 первых серийных самолетов Р-84В, на которых были установлены катапультные кресла, появилась возможность нести неуправляемые ракеты, а в составе силовой установки использовался ТРД Allison J35-A-15С такой же тяги, как J35-A-15.

Истребитель Р-84С (позднее обозначение изменили на F-84C; построили 191) получил доработанную электросистему и ТРД J35-A-1ЗС. Более существенным изменениям подвергся F-84D (154), получивший крыло и элероны с обшивкой увеличенной толщины, доработанные стойки шасси и морозоустойчивую топливную систему для ТРД J35-A-17D тягой 22,24 кН.По результатам применения этого варианта в Корее появилась модификация F-84E (843) с немного удлиненным фюзеляжем и более просторной кабиной, новыми баками на законцов-ках крыла и возможностью использования радиолокационного прицела. Около 100 F-84E были поставлены странам НАТО.Последним из так называемых «F-84 с прямым крылом» стал F-84G (3025, из них 1936 поставлено странам НАТО)  первый истребитель, способный доставлять ядерное оружие.

Вариант F-84G, оснащенный ТРД J35-A-29 тягой 24,90 кН, мог нести до 1814 кг боевой нагрузки, был оснащен оборудованием для дозаправки и благодаря увеличившейся продолжительности полета получил автопилот.Позднее самолет оснастили системой для маловысотного бомбометания,а систему дозаправки «летающая штанга» заменили на систему «шланг-конус», разработанную британской фирмой «Flight Refuelling Ltd». Первые два прототипа, получившие обозначение EF-84E, прошли доработку в Великобритании и 22 сентября 1950 года стали первыми одноместными реактивными истребителями, перелетевшими через Северную Атлантику.Стреловидное крыло впервые установлено на F-84E. Вариант, оснащенный ТРД Allison XJ35-A-25 тягой 23,13 кН и получивший обозначение YF-84F, совершил первый полет 3 июня 1950 года. Летные характеристики оказались низкими (самолету требовался более мощный двигатель), и второй прототип оснастили английским ТРД Armstrong Siddeley Sapphire.

Освоение лицензионного варианта двигателя Wright J65 столкнулось с проблемами, но в конечном итоге на 375 машинах из 2713 F-84F Thunderstreak был установлен ТРД Wright J65-W-3 тягой 32,11 кН, а оставшиеся получили менее мощные двигатели J65-W-1 или J65-W-1 А.1301 самолет был поставлен странам НАТО.Последним вариантом базовой модели стал разведывательный RF-84F Thunderflash с ТРД J65-W-7 тягой 34,69 кН, воздухозаборниками в корневой части крыла и фотокамерами в носовой части фюзеляжа. Было построено 715 самолетов, из них 386 поступилс в авиацию стран НАТО.Для расширения разведывательных возможностей 25 F-84F были переделаны по программе ВВС США FICON (fighter conveyor) для подвески на трапеции под самолетом GRB-36F  вариантом гигантского бомбардировщика Convair В-36. После взлета разведчики GRF-84F (позднее обозначение сменили на RF-84K)подцеплялись к носителю, доставлявшему их в необходимый район. После отцепки и выполнения задания RF-84K мог снова подцепиться к транспорту-носителю для возвращения на базу. Самолеты F-84F и F-84F были последними в семействе, остававшимися на вооружении ВВС США, и многие из них были переданы в авиацию Национальной гвардии, а в 1971 году полностью сняты с вооружения.