Самолет разведчик Focke-Wulf Fw 189


В ответ на требования Люфтваффе к перспективному бронированному самолету-разведчику компания «Focke-Wulf» разработала Fw 189  самолет радикально нового типа с двумя двигателями и фактически круговым обзором для экипажа. В середине 1930-х годов стандартным немецким самолетом-разведчиком являлся Не 46  биплан с полотняной обшивкой. Ему на смену пришел Hs 126  моноплан с работающей обшивкой, облетанный осенью 1936 года. Однако и он рассматривался в качестве промежуточного  в феврале 1937 года Министерство авиации подготовило спецификацию на более совершенный самолет с экипажем из трех человек, возможностью кругового обзора и улучшенными характеристиками.

В ответ были представлены два проекта: Arado Аг 198 и Focke-Wulf Fw 189. Первый представлял собой одномоторный высокоплан, главной отличительной особенностью которого была большая площадь остекления нижней и верхней частей фюзеляжа, а характерными особенностями второго, Fw 189, были почти полностью остекленная центральная гондола, два двигателя и две хвостовые балки.Консервативно настроенные представители заказчика сначала остановили выбор на Arado, но постепенно они оценили достоинства полностью остекленной гондолы экипажа. К тому же инженеры-конструкторы «Focke-Wulf»  Курт Танк и Э. Козел  заявили, что центральные гондолы можно будет сделать сменными в зависимости от конкретного предназначения.


В итоге проект «Arado» дальше прототипа не пошел, а вот программа создания Fw 189 получила мощную поддержку. Первый
прототип, VI, был облетан лично Куртом Танком в июле 1938 года  машиной он был удовлетворен и назвал ее «Еи1е» («Сова»), но специалисты Люфтваффе присвоили самолету обозначение «Uhu» («Филин»), а официальные военные СМИ часто называли новый разведчик «das Fliegende Auge» («Летающий глаз»).

Обычная конструкция

В действительности, исключая две хвостовые балки, Fw 189 в целом имел достаточно традиционную конструкцию — цельнометаллическую с несущей обшивкой. Силовая установка была построена на базе 12-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения Argus As410A-l взлетной мощностью 465 л. с. при числе оборотов 3100 об/мин. Двигатели отличались высокой надежностью и, как оказалось, достаточно легко запускались даже в условиях суровой зимы советско-германского фронта. Причем самолет в особых условиях мог продолжать полет Выше: первый прототип VI был облетан в июле 1938 годамашину пилотировал сам Курт Танк. Самолет, получивший регистрацию D-OPVN, почти не отличался от серийных машин.даже на одном двигателе. В каждой хвостовой балке сразу за нишей шасси располагался один 110-литровый топливный бак.

Гондола экипажа на серийных машинах практически не претерпела изменений (исключая две отдельные модификации, описанные ниже). Она подразделялась на центральную секцию, носовую остекленную часть, заднюю промежуточную секцию с остеклением и хвостовую секцию с пулеметной турелью. Остекление было выполнено из листов плексигласа (преимущественно листы  плоские, но некоторые имели закругленную форму), одна из верхних левых панелей была открывающейся. Пилот располагался в носовой части слева, штурман  справа и чуть назад; он мог работать с установленной на полу гондолы фотокамерой, либо с ручной фотокамерой, либо с бомбоприцелом GV 219d, или же развернуться лицом назад и вести огонь из пулемета в надфюзеляж-ной турели. Третий член экипажа, бортмеханик, должен был вести огонь из пулемета в хвостовой секции.

Прототип VI отличался от серийных машин только воздушными винтами и основными опорами шасси с одной стойкой. Второй прототип, V2, облетанный в августе 1938 года, вооружался двумя пулеметами MG 17 в корне крыла и тремя пулеметами MG 15. На четырех подкрыльевых держателях типа ETC 50/VIIId можно было подвесить по 50 кг бомб или химические контейнеры. Пред-серийный Fw 189А-0 был готов к началу 1939 года, но командование Люфтваффе вдруг заявило, что настоятельной надобности в новой машине нет и вполне можно обойтись самолетами Hs 126А-1 и В-1. Компания продолжила работы по теме, а весной 1940 года неожиданно поступил заказ на постройку 10 самолетов варианта А-0. На тот момент боевой опыт войны на Западном фронте показал, что Hs 126 уже совершенно не удовлетворяет требованиям современной войны  в итоге компания «Focke-Wulf» получила задачу приступить к серийной постройке модификации А-1 и скорейшей отправке машин во фронтовые части. Самолет, который не вызывал некоторое время у командования Люфтваффе большого энтузиазма, в результате получил наивысший приоритет.

Но загруженное заказами на истребители Fw 190 производство компании «Focke-Wulf» не могло справиться еще и с крупным заказом на серийные А-1, поэтому пришлось подключать к программе завод «Аего» в Праге-Высо-чанах (район Праги), который в 1941 году поставил 151 Fw 189. Вторжение в Советский Союз потребовало увеличения выпуска самолетов-разведчиков  компания «Focke-Wulf», получившая под свой контроль большую часть авиационной промышленности оккупированной Франции, перевела туда производство Fw 189. Завод «Breguet» в Байонне выпускал отъемные части крыла, большая же часть остальных элементов конструкции выпускалась компанией SNCASO: центральная гондола и мотогондолы  в Бордо-Бакалане, хвостовые балки и оперение  в Рошфоре, а остальные части  в местечке Бордо-Бегль. Окончательная сборка и летные испытания машин проходили в Бордо-Мериньяк.В середине 1941 года в серию пошла модификация Fw 189А-2, на которой одиночные пулеметы MG 15 заменили спаренными установками MG 81Z. Было также выпущено незначительное количество учебных А-3 с дублированным управлением  в данный вариант переоборудовали часть машин модификаций А-0 и А-1.

Первые А-0 попали в 9-ю эскадрилью 2-й учебно-боевой эскадры (9.(Н)/ LG 2) в 1940 году, но на фронте «Филины» появились только в 1942 году они быстро вытесняли Hs 126 и поступили на вооружение союзных Германии ВВС Словакии и Венгрии. Самолет показал себя надежным и простым в эксплуатации  описаны как минимум два случая, когда машины сумели продолжить полет после таранов, выполненных советскими летчиками.В конце 1942 года в войска поступило некоторое количество самолетов непосредственной огневой поддержки и разведки  вариант А-4, отличавшийся дополнительным бронированием и 20-мм пушками MG FF вместо пулеметов MG 17. На предприятиях во Франции было выпущено 864 самолета, из них несколько были специально доработаны для Североафриканского ТВД  они отличались аварийными комплектами и пылевыми фильтрами.А два А-1 были переоборудованы в штабные транспортные для генерал-фельдмаршала Кессельринга и генерал-полковника Люфтваффе Ханса Ешоннека. Еще 30 самолетов А-1 переоборудовали в ночные истребители, поступившие в 1-ю группу 100-й эскадры ночных истребителей и 5-ю эскадру ночных истребителей.

Fw 189С

Зимой 1938-1939 годов прототип V1 был перестроен  получил бронированные мотогондолы и стал обозначаться Vlb. Он был облетан весной 1939 года, но разочаровал заказчика  обзор у пилота и хвостового стрелка был хуже некуда, серьезно ухудшилась управляемость и летно-технические характеристики машины в целом.В начале 1940 года был облетан Fw 189 V6, перестроенный в прототип Fw 189С и отличавшийся измененной силовой установкой и шасси по типу А-0, а также доработанными мотогондолами и вооружением из двух 20-мм пушек MG FF и четырех пулеметов MG17 для стрельбы вперед и спаренной установки MG 81Z для обороны задней полусферы.

Модификация Fw 189Е должна была оснащаться французскими звездообразными двигателями GR14M 4/5 мощностью по 700 л. с., стоявшими на серийных Hs 129В. Она была разработана компанией SNCASO, которая успела переоборудовать под новый стандарт один самолет, но он разбился во время перелета в Германию в начале 1943 года для проведения оценочных испытаний. Больший успех сопутствовал Fw 189F  самолету А-2, оснащенному двигателями As 411МА-1 мощностью по 600 л. с., которые применялись на Si 204D. Последние 17 самолетов в Бордо в 1944 году строились именно как Fw 189F-1.