Самолет Р-40 Warhawk



Самолет Р-40 на момент удара по Перл-Харбору был самым многочисленным американским истребителем, но он не выдержал конкуренции с более удачными самолетами. Тем не менее Р-40 использовались на многих фронтах и внесли заметный вклад в победу над врагом. В 1938 году под впечатлением от европейских истребителей с моторами жидкостного охлаждения компания «Curtiss-Wright Corporation» решила установить на свой Р-36А со звездообразным мотором Wright двигатель Allison V-1710-19 мощностью 1160 л. с. (865 кВт). Для переоборудования отобрали десятый серийный самолет (30-18).В опытном варианте ХР-40 он выполнил первый полет в октябре 1938 года. Испытания в Райт-Филд продолжались до мая 1939 года, конкурентами ХР-40 являлись Bell ХР-39 и Seversky ХР-41. В исходном виде у ХР-40 радиатор охлаждения двигателя устанавливался под задней частью фюзеляжа, но позже его сместили в сторону носовой части, разместив вместес маслорадиатором. За исключением силовой установки самолет не отличался от Р-36А. Это был цельнометаллический низкоплан с убираемыми в крыло основными опорами шасси. Колеса шасси в убранном положении щитками не закрывались. Вооружение состояло из двух носовых фюзеляжных 7,62-мм пулеметов.


Другие истребители, проходившие испытания одновременно с ХР-40, позже стали вполне удачными фронтовыми машинами, но контракт с «Curtiss-Wright» на производство 524 самолетов Р-40 на сумму 13 млн долларов был подписан немедленно. На момент подписания это был самый крупный контракт в истории поставок истребителей Армии США. Выпуск партии из 200 самолетов Hawk 81А для авиакорпуса начался в 1939 году. На самолетах стояли моторы Allison V-1710-33 мощностью 1040 л. с. (776 кВт), воздухозаборник карбюратора размещался над носовой частью фюзеляжа. Первые три самолета являлись прототипами (иногда обозначаются YP-40). Первой Р-40 получила 33-я эскадрилья перехватчиков.Завод в Буффало, штат Нью-Йорк, переключился на выпуск Р-40В (Hawk 81А-2). Таких истребителей собрали 131. Они вооружались четырьмя 7,62-мм пулеметами в крыле и двумя 12,7-мм пулеметами в носовой части фюзеляжа. В декабре 1941 года, на момент начала войны с Японией, на Филиппинах находилось 107 самолетов варианта Р-40А и Р-40В, но из-за внезапности нападения только четыре истребителя смогли подняться в воздух. За четыре дня количество Р-40 (в составе 20-й и 34-й групп) сократилось до 22.

Истребитель Tomahawk Mk НА для британских ВВС соответствовал американскому Р-40В, большинство из 110 таких машин отправили сразу на Средний Восток. Сотню Tomahawk Mk IIA из британского контракта перенаправили в Китай для американской добровольческой группы.Следующим вариантом самолета стал Р-40С (Hawk 81А-3), оснащенный протестированными баками. Для авиакорпуса Армии США построили 193 Р-40С, этот вариант стал самым массовым британским Tomahawk, он получил обозначение Tomahawk Mk IIIB. Построено 945 таких истребителей для Великобритании, 21 из них потеряли при перегоне через моря, а 73 поставили в СССР. В Северной Африке самолеты появились в конце 1941 года, по скорости Р-40 несколько уступали Messerschmitt Bf 109Е и лишь незначительно превосходили Hawker Hurricane Mk I. Использовались британские Tomahawk главным образом как истребители-бомбар-дировщики.На P-40D (Hawk 87А-2) изменили конструкцию носовой части фюзеляжа  за счет установки мотора Allison V-1710-39 эта часть стала короче на 15,24 см.

Р-40Е (Hawk 87А-3) стал первым Warhawk (так именовались все самолеты Р-40 для Вооруженных сил США), который массово строился после Перл-Харбора. Этими машинами были вооружены первые американские истребительные эскадрильи, переброшенные в Великобританию и на Средний Восток. По американским контрактам было построено 2320 самолетов, еще 1500 машинсобрали для британских ВВС как Kittyhawk Mk IA.Для установки на Р-40 выбрали мотор Rolls-Royce Merlin, как обладавший близкими к Allison V-1710 размерами. В 1941 году на серийный P-40D (40-360) в экспериментальных целях установили Merlin 28, изменив обозначение самолета на Р-40Т (Hawk 87D). Хотя масса возросла до 4295 кг, за счет более мощного британского мотора самолет на высоте 5500 м развивал скорость 586 км/ч.Фюзеляжи первых 260 машин делали как у Р-40Е, но позже для увеличения путевой устойчивости длину фюзеляжа увеличили на 51 см.

Параллельно с последними P-40F строились Р-40К. По максимальной скорости, 589 км/ч, Р-40К несколько превосходил Bf 109Е и А6М Zero. На Р-40М стоял более мощный мотор  V-1710-81. Для ВВС Армии США построили 1300 Р-40К (изначально предназначались для Китая в рамках ленд-лиза) и 600 Р-40М. Британский вариант P-40F именовался Kittyhawk Mk II и IIA, построено 330 самолетов. Эквивалентом Р-40М стал Kittyhawk Mk III, которых собрали 616 штук.Выпускались и проектировались самолеты еще нескольких промежуточных вариантов. P-40G представлял собой сочетание фюзеляжа от Kittyhawk с крылом от Tomahawk, вооружение  шесть пулеметов; построили 45 самолетов, все  для авиакорпуса Армии США. На P-40J планировалось поставить мотор Allison с турбонаддувом, но работы не вышли из проектной стадии. На 700 P-40L, построенных в 1943 году для Армии США, стояли моторы Packard (Merlin) V-1650-1, часть самолетов облегчили, сократив вооружение до двух пулеметов, сняв броню и уменьшив запас топлива.

Радикальным вариантом Warhawk стал P-40N, запущенный в серию в конце 1943 года. В марте 1944 года P-40N начали поступать в строевые части ВВС Армии США. Для британских ВВС построили 588 Kittyhawk Mk IV, эквивалент P-40N-20.
В 1944 году после установки моторов Merlin на самолеты Р-51 запасных частей к этим моторам стало не хватать, поэтому на 300 P-40F и P-40L установили двигатель V-1710-81, после чего обозначение поменяли на P-40R-1 и P-40R-2, соответственно. Небольшое количество Р-40Е и P-40N модернизировали в двухместные учебные TP-40N. На протяжении Второй мировой войны Warhawk состояли на вооружении многих истребительных групп ВВС Армии США. В 1941— 1943 годах самолеты из 16-й, 32-й, 36-й, 37-й и 53-й групп прикрывали с воздуха Панамский канал. Р-40 оставались на вооружении американских эскадрилий, действовавших на второстепенных ТВД, в то время как действительно фронтовые части получали более совершенные Р-38, Р-47 и Р-51. Тем не менее Warhawk применялись и на основных ТВД, а их серийное производство продолжалось до 1944 года, хотя к этому времени самолет как истребитель уже устарел.Существенное количество Tomahawk и Kittyhawk передали ВВС Австралии, Канады, Новой Зеландии и ЮАР, но значительная часть «британских» самолетов попала в Советский Союз. За последние два военных года США поставили 377 Р-40 Китаю; ранее в 1942 году в Китай были направлены Р-40Е. В 1943 году 89 Р-40Е получила Бразилия. Всего «Curtiss» построила 16802 единицы Р-40, включая 4878 самолетов по британскому контракту.