Самолет P.Z.L. Р.24

В соответствии с условиями лицензионного соглашения по вопросу выпуска в Польше двигателей компании «Bristol» польские авиастроители не могли поставлять на экспорт в третьи страны свои самолеты, оснащенные подобными моторами сборки P.Z.L. В поисках выхода из этой ситуации в феврале 1932 года было решено разработать новый истребитель с новой силовой установкой  планер самолета Р.11 был переоборудован для установки нового двигателя Gnome-Rhone 14Kds Mistral Major мощностью 760 л.с.



Поставка первого из этих двигателей прошла с задержкой, поэтому первый полет прототипа Р.24/1 пришлось отложить до мая1933 года. Впрочем, полет прошел неудачно  он закончился вынужденной посадкой из-за разрушения в полете воздушного винта. P.24/I вновь поднялся в воздух только в октябре1933года, при этом было ясно, что машине требуется серьезная доработка. В итоге был построен второй, доработанный прототип P.24/II, известный также как Super Р.24 и облетанный 28 июня1934  года. Самолет установил рекорд скорости для самолетов этого класса  414 км/ч.Третий прототип совершил свой первый полет в 1934 году, он получил обозначение P.24/III, или Super P.24bis, был оснащен двигателем Gnome-Rhone 14Kfs мощностью 930 л. с. и вооружен двумя 20-мм пушками и двумя пулеметами.

В 1934 году самолет был представлен на Парижском авиасалоне и привлек к себе внимание, а затем на него были получены экспортные заказы.Первый заказ поступил от Турции, которая не только захотела выпускать Р.24 по лицензии, но еще и закупила 40 истребителей Р.24А (в целом были идентичны тому варианту, что был продемонстрирован в Париже), 26 самолетов Р.24С с четырьмя установленными в крыле пулеметами, а также приобрела запасные части и материалы для сборки еще 20 самолетов Р.24А.Следующей заказ на 12 Р.24В разместила Болгария. Данный вариант был в целом схож с модификацией Р.24С, исключая состав оборудования. Поставка самолетов была начата в начале 1938 года, а следом за первой партией настала очередь 24 Р.24С и 26 P.24F  последней основной модификации в семействе самолетов данного типа. P.24F оснащался двигателем Gnome-Rhone 14N.07, имевшим меньший диаметр и мощность 970 л. с., и вооружался двумя пушками и двумя пулеметами.

По техническому заданию ВВС Румынии был разработан вариант Р.24Е, ко-.торый в целом был схож с Р.24С. Компания P.Z.L. собрала шесть таких самолетов, которые оснащалисьдвигателями Gnome- Rhone 14К11с32 мощностью 900 л. с., собиравшимися по лицензии в Румынии. Впрочем, последние машины примерно из 40 Р.24Е, что строились румынской I.A.R., оснащались уже двигателями МКМсЗб мощностью 940 л. с., которые собирались на заводе этой же компании. В конце 1939 года компания I.A.R. разработала модификацию самолета Р.24Е, отличавшуюся низкорасположенным крылом и получившую обозначение I.A.R.80.Вариант P.24F с четырьмя пулеметами получил обозначение P.24G. ВВС Греции в 1937 году приобрели пять Р.24А, а год спустя 25 P.24F и шесть P.24G.