Самолет P.Z.L. P.37 Los


В начале Второй мировой войны самолет Р.37 Los оказался единственным бомбардировщиком польских ВВС, соответствовавшим требованиям того времени.Компания P.Z.L. разработала проект перспективного бомбардировщика P.Z.L.3 в ответ на техническое задание польского Управления аэронавтики, но финансовые трудности, сопровождавшие деятельность компании в 1930 году, не позволили ей перевести проект в стадию практической реализации.Следующей разработкой компании стал вариант гражданского транспортного самолета P.Z.L.30, который не вызвал интереса у покупателей и был переделан в прототип бомбардировщика. Позднее самолет, доработанный компанией L.W.S., пошел в серию под обозначением L.W.S.4 Zubr.


Затем специалисты компании P.Z.L. спроектировали двухмоторный бомбар-дировщик-моноплан, и в 1935 году компания получила контракт на постройку трех прототипов. Первый из них под обозначением Р.31/1 был облетан в конце июня 1936 года. Успешные испытания самолета, оснащенного двумя звездообразными двигателями Bristol Pegasus XII мощностью 873 л.с., позволили получить контракт на 30 бомбардировщиков под обозначением Р.37А Los А. Производство их было завершено в 1938 году  первые 10 самолетов имели однокилевое хвостовое оперение, а последние 20  двухкилевое. Последний вариант хвостового оперения был испытан на прототипе P.37/II, который также использовался в процессе отработки различных двигателей производства «Fiat», «Gnome-Rhone» и «Renault» в классе мощности 1000 л. с.

Р.37А был продемонстрирован в 1938 году на выставке в Белграде и на Парижском авиасалоне, где вызвал большой интерес со стороны заказчиков. В итоге были получены экспортные заказы на 35 бомбардировщиков модификации Р.37С, оснащенных двигателями Gnome-Rhone 14N.07 мощностью 970 л. с.: Болгария заказала 15 самолетов, а Югославия  20. Румыния и Турция заказали, соответственно, 30 и 10 бомбардировщиков P.37D с двигателями Gnome-Rhone 14N.20/21 мощностью 1050 л.с.Кроме того, Турция заказала комплектующие для 15 самолетов и приобрела лицензию на их производство. Поставки этих экспортных бомбардировщиков были запланированы на июнь 1940 года, но в результате ни один из них передан заказчикам не был.

В начале 1938 года стартовали поставки в ВВС Польши самолетов модификации Los А, причем все самолеты оснащались двойным управлением для использования в качестве учебных для переподготовки пилотов. Поставки Р.37В Los В, который отличалсяизмененным фонарем кабины, двухколесными основными стойками шасси и двигателями Pegasus XX, были начаты в конце 1938 года. В общей сложности было заказно 150 самолетов, но затем приоритет был отдан поставкам истребителей, и объем заказа сократили до 100 машин. Однако до начала Второй мировой войны успели передать лишь 70 машин. Из всех самолетов Los В, находившихся на вооружении на тот момент, только 36 были полностью укомплектованы для боевого применения, но чуть позже их количество выросло еще на 9 машин.Считается, что 26 самолетов из указанного количества были уничтожены в боевых вылетах, а 17 сентября 1939 года уцелевшие самолеты и еще 20 других бомбардировщиков Р.37 были отправлены в Румынию, где поступили на вооружение национальных ВВС. Усовершенствованный вариант Р.37 планировался к разработке и постройке под обозначением Р.49 Mis и должен был оснащаться двигателями мощностью до 1600 л. с. Прототип находился в стадии сборки, но из-за быстрого продвижения немецких войск был уничтожен.