Самолет Piper J-3 Cub


В 1929 году К. Гилберт Тейлор вместе с братом для продажи легких самолетов основал компанию «Taylor Brothers Aircraft Corporation».В 1931 году компания была преобразована в «Taylor Aircraft Company», в которой У.Т. Пайпер-старший был секретарем и казначеем. Когда у компании возникли финансовые затруднения, он приобрел права на производство и продажу самолета Taylor Cub, облетанного в сентябре 1930 года. В 1937 году Пайпер-старший основал собственную компанию «Piper Aircraft Corporation». Самолет Cub представлял собой подкосный высокоплан смешанной конструкции с полотняной обшивкой, традиционным хвостовым оперением, неубирающимся шасси с хвостовым костылем (основные стойки могли оснащаться колесами или поплавками) и закрытой двухместной тандемной кабиной.



Первые самолеты Piper J-3 Cub оснащались четырехцилиндровым двигателем Continental А40-4 мощностью 40 л. с., но уже на вариант J-3C-50 Cub стал ставиться двигатель А50-4 мощностью 50 л.с. или А50-5 с дублированной системой зажигания. Улучшенные в результате всего этого летные характеристики сделали и без того привлекательный легкий самолет просто «бестселлером» — в течение 1938 года было продано 737 самолетов.Новый двигатель Continental А50 считался надежным и имеющим большой модернизационный потенциал. Позже он был доведен по мощности до 65 л.с. Применение подобного двигателя конкурирующими разработчиками означало, что и компании «Piper» следует очень внимательно отнестись к этому. В 1940 году появляется вариант J-3C-65 Cub с новейшим двигателем А65. С альтернативными же четырехцилиндровыми двигателями Franklin 4АС-150 мощностью 50 л.с. или 4АС-176 мощностью 65 л.с. самолет Cub получил обозначения, соответственно, J-3F-50 и J-3F-65, а с двигателями Avco Lycoming 0-145-А1 мощностью 50 л.с. или 0-145-В мощностью 65 л.с. самолет Cub обозначался J-3L-50 и J-3L-65. В небольшом количестве выпускался самолет J-3P-50 с трехцилиндровым звездообразным двигателем Lenape Papoose мощностью 50 л. с.

Вскоре продажи стали возрастать, а в 1941 году Армия США выбрала его для проведения оценочных испытаний — на роль артиллерийского корректировщика и самолета наведения, а затем по результатам испытаний заказала 40 машин под обозначением 0-59. Самолеты были признаны весьма полезными, способными решать самый широкий круг задач. Особенно хорошо самолет показал себя в ходе крупно масштабных учений в конце 1941 года, после чего Армия США приняла решение приобрести партию усовершенствованных 0-59А, оснащенных двигателем Continental 0-170-3 мощностью 65 л.с. и отличавшихся более комфортным размещением пилота и улучшенным обзором для наблюдателя. На 0-59А поступило 948 заказов, но на вооружение они поступили уже под новым обозначением -L-4A. Варианты YO-59 и 0-5? стали именоваться L-4, а все семейство позже получило название «Grasshopper». Последующие поставки насчитывали 980 самолетов L-4B с сокращенным составом радиооборудования, 1801 самолет варианта L-4H имевшего незначительные изменения в конструкции,; также 1680 самолетов L-4J, которые имели винт изменяемого шага.

Среди гражданских самолетов, мобилизованных Армией США после начала Второй мировой войны, оказались восемь самолетов J-3C-65 и пять J-3F-65, которые получили обозна-е чения L-4C и L-4D. Затем компания по заказу Армии ; США приступила к разработке учебно-тренировоч-ного планера  на основе самолета L-4 без силовой установки, а также с пе-R репроектированной носовой частью фюзеляжа, вмещавшей инструктора и двух курсантов(построено 250 экземпляров для Армии США под обозначени-eMTG-8).Tpn планера были  приобретены для оценоч-9 ных испытаний ВМС США е под обозначением XLNP-1, а затем ВМС приобрели 230 самолетов NE-1, которые были в целом схожи с армейскими L-4 и использовались для начальной летной подготовки. Затем были 1, приобретены еще 20 схожих самолетов, они получи-а ли обозначение NE-2.

После войны производство было переориентировано на усовершенствованные самолеты J-4 Cub Coupe. Согласно подсчетам, компания «Piper» собрала в общей сложности 14125 гражданских и 5703 военных самолета Cub. Вариант Cub Coupe сохранил в целом планер J-3, но крыло имело несколько больший размах, а шасси было модернизировано. Самолет первоначально оснащался двигателем Continental А50-1 мощностью 50 л. с. и получил обозначение J-4, а после замены в 1940 году двигателя на Continental А65-1 или -8 мощностью 65 л.с. он стал J-4A, а вариант с двигателем А75-9 мощностью 75 л.с. обозначили J-4E. В 1939 году «Piper» вывела на рынок J-4B, отличавшийся измененным составом силовой установки,  первоначально это был Franklin 4АС-171 мощностью 60 л. с., а затем его заменили на 4АС-176-132 мощностью 65 л.с. Последним вариантом J-4 стала модификация J-4F с поршневыми двигателями Avco Lycoming  0-145-А1 или-А2 мощностью 55 л. с., либо 0-145-131 мощностью 65 л. с. Совокупный выпуск J-4 составил 1250 машин, а в годы Второй мировой войны ВВС Армии США мобилизовали 17 самолетов J-4E  они находились на вооружении под обозначением L-4E.