Самолет Пе-2ФТ



В 1941 году 8-я и 134-я эскадрильи британских ВВС были направлены в Мурманск. Британские летчики периодически привлекались в качестве эскорта Пе-2, так что вскоре пилоты Hurricane обнаружили, что «при продолжительности полета более часа им с трудом удавалось сохранять назначенные позиции». Причем Пе-2, по словам флайт-лейтенанта Гриффитса, «обладали скоростью и скороподъемностью, поразившими наших парней». Максимальная скорость Пе-2 весной 1941 года на высоте 5100 м достигала 540 км/ч, не уступая в этом Bf 109Е, однако у последующих модификаций она стала падать. С появлением в конце 1942 года Bf 109G-2 были предприняты соответствующие меры  улучшили аэродинамику Пе-2 и поставили более мощные двигатели М-105ПФ мощностью 1260 л. с. В итоге скорость на высоте 5100 м выросла до 524 км/ч, а с моторами ВК-105ПФ до 544 км/ч.

 



Пе-2 различных модификаций входили в состав множества авиаполков, среди которых можно отметить следующие: 5-й скоростной бомбардировочной авиаполк (сбап) подполковника Ф. П. Котляра, в марте 1942 года преобразованный в 8-й гвардейский бомбардировочный авиаполк (гбап); 6-й бап, входивший в состав 204-й, а затем 219-й бад; 24-й бап, входивший в состав 61-й скоростной, а затем 223-й и 241 -й бомбардировочных авиадивизий; 35-й гбап  до ноября 1942 года 150-й сбап (с августа 1939 по ноябрь 1942 года командир  майор, затем подполковник И.С. Полбин); 80-й бап, действовавший на Карельском фронте; 96-й гбап до июня 1943 года 99-й бомбардировочный Сталинградский авиаполк; 779-й бап и 82-й гбап (до марта 1943 года  321-й бап).

Самолет имел внутрифюзеляжный бомбоотсек с четырьмя точками подвески и два отсека в задней части мотогондол, в каждом из которых находилось по одному бомбодержателю ДЗ-40, а также четыре бомбодержателя на нижней поверхности крыла между мотогондолами. На каждой внутренней точке можно было подвесить одну 100-кг бомбу (ФАБ-100; итого всего шесть бомб на внутренней подвеске), а на внешних держателях до четырех бомб ФАБ-250 или две бомбы ФАБ-500. Максимальная масса бомбовой нагрузки была установлена в 1000 кг (максимальная масса бомб во внутренних отсеках  600 кг), нормальная масса  600 кг. При этом сброс бомб при пикировании мог осуществляться только с подкрыльевых держателей  устройств для вывода бомб из внутренних отсеков не имелось. В пикировании использовались тормозные щитки, расположенные на нижней поверхности отъемных частей крыла.

В состав экипажа бомбардировщика Пе-2 входили три человека: пилот, штурман и стрелок-радист. Пилот сидел впереди слева, его защищали бронеспинка и бронезаголовник. Оборудование, расположенное на приборной доске пилота, было довольно аскетичным, но все же включало все необходимое. Часть приборов дублировалась на отдельном щитке штурмана, который располагался за пилотом у правого борта и на ранних сериях бронезащиты не имел. Для прицельного бомбометания штурман использовал дневной прицел ОПБ-1М или ночной НКПБ-3, а бомбометание с пикирования осуществлял пилот  у него имелся прицел ПБЛ-1. На Пе-2ФТ в распоряжении штурмана оказалась новая стрелковая установка с 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом  взамен 7,62-мм ШКАСа. Стрелок-радист находился в отдельной кабине в секции Ф-3 фюзеляжа, в свою кабину он попадал через нижний люк. На самолетах первых серий кабина стрелка отделялась от хвостовой части откидной дверцей, которая в открытом положении становилась полом над нижней стрелковой установкой. Рядом с кабиной стрелка-радиста под фюзеляжем была смонтирована стрелковая установка  сначала с 7,62-мм пулеметом ШКАС (боезапас 750 патронов), а затем  как в изображенном варианте  с 12,7-мм пулеметом БТ (200 патронов).


Самолеты, обозначаемые Пе-2ФТ, стали основной серийной модификацией бомбардировщика с весны 1942 года. ФТ («фронтовое требование») назвали вначале новую стрелковую установку для штурмана с 12,7-мм пулеметом, разработанную на заводе № 22. Боекомплект  200 патронов в двух сменных ящиках. Главным достоинством установки была простота ее установки два авиамеханика монтировали новое вооружение всего за 4-6 часов. С машин 110-й серии ее заменили на стрелковую установку ВУБ-1 (также Б-270)  экранированную, с пулеметом УБТ и боекомплектом на 200 патронов.