Самолет Пе-2




Советский авиаконструктор Владимир Михайлович Петляков работал в нескольких группах под руководством     A.    Н. Туполева. В КБ-29      B.    М. Петлякову поручили разработку нового высотного истребителя ВИ-100. Это был низкоплан с крылом консольного типа, фюзеляжем круглого сечения, убираемым шасси с хвостовым колесом и двухкилевым вертикальным оперением. Силовая установка включала два мотора М-105 мощностью по 1050 л. с., оснащенных турбонагнетателями ТК-3.

Двигатели устанавливались в крыле. Кабину предполагалось сделать герметичной, но довести до стадии практической реализации эту работу к моменту завершения сборки ВИ-100 не успели. Летчика и стрелка-радиста разместили в полностью закрытой кабине, относительно крыла летчик располагался далеко впереди, стрелок  над крылом. Испытания ВИ-100 проходил в 1939-1940 годах, в ходе испытаний выявились проблемы с амортизаторами основных опор шасси и недостаточная путевая устойчивость. Путевую устойчивость повысили, увеличив площадь килей, однако проблема амортизаторов оказалась более сложной  в полной мере ее разрешить так и не удалось. В конце мая 1940 года было принято решение об изменении предназначения самолета: вместо высотного истребителя потребовался пикирующий бомбардировщик с экипажем из трех человек.

Пикирующий бомбардировщик получил рабочее обозначение ПБ-100. К этому времени от гермокабины окончательно отказались, самолет перекомпоновали под экипаж из трех человек. Рабочее место штурмана организовали впереди и ниже пилота, внизу носовой части фюзеляжа. В прототип ПБ-100 доработали опытный ВИ-100. По результатам испытаний бомбардировщик запустили в серию под обозначением Пе-2. Из Пе-2 получился великолепный фронтовой бомбардировщик. Фюзеляж в сравнении с ПБ-100 изменился не сильно, за исключением кабины: летчика сместили клевому борту, а штурмана разместили на вращающемся сиденье за пилотом ближе к правому борту.