Самолет P-63 Kingcobra

Поступившие на вооружение советских ВВС самолеты P-63 Kingcobra, вероятно, не принимали активного участия в боях в Европе, но внесли свой вклад в победу над Японией. После войны многие из них были переоборудованы в двухместные учебные машины. В рамках ленд-лиза СССР с конца 1944 года по август 1945 года получил истребители P-63 Kingcobra  их перегоняли из США по воздуху через Канаду, Аляску и Сибирь. Но лишь небольшая часть из них успела повоевать на советско-германском фронте.


В общей сложности на момент окончания войны на Европейском ТВД в составе советских ВВС имелось около 1100 самолетов Р-63, значительная часть которых была сосредоточена на Дальнем Востоке.5 апреля 1945 года советское правительство денонсировало пакт о нейтралитете, заключенный с Японией 13 апреля 1941 года. 8 августа 1945 года Советский Союз объявил Японии войну, а 9 августа 1945 года советские войска атаковали марионеточное государство Маньчжоу-го (Маньчжурия). В ходе коротких, но упорных боев Р-63 обеспечивали воздушное прикрытие и поддержку. Самолеты находились на вооружении двух истребительных авиадивизий 12-й Воздушной армии Забайкальского фронта, по два полка в каждой, а также на вооружении дивизии ВВС Тихоокеанского флота и двух истребительных авиаполков ВВС, действовавших с Камчатки и обеспечивавших высадку десанта на острове Шумшу, где в плен попали более 12 тысяч японских солдат и офицеров. Часть самолетов принимала участие в налетах на японские военно-морские базы Катаока и Касивабара. Также Р-63 привлекались к сопровождению бомбардировщиков и штурмовиков Сопротивление противника в воздухе было слабым, и лишь 15 августа 1945 года советским Р-63 удалось добиться единственной победы в воздушном бою  летчик 17-го истребительного авиаполка сбил один истребитель противника, который опознан как Nakajima Ki-27 или Ki-43.

В связи с перевооружением после окончания Второй мировой войны советской истребительной авиации на реактивную технику возникла необходимость в специальном учебно-тренировочном самолете для приобретения летным составом навыков взлета и посадки на трехколесном шасси. В итоге многие самолеты Kingcobra были переоборудованы в учебные двухместные для подготовки летчиков на новые машины, включая реактивные. Такие самолеты получили обозначение УТИ Р-63. В качестве кабины инструктора использовали основную кабину самолета, а перед ней разместили кабину для тренируемого летчика.Что касается истребителей Р-63, то в строевых частях их постепенно заменили новейшие МиГ-15. На вооружении они находились примерно до начала 1950-х годов и успели получить кодовое обозначение НАТО — «Fred».