Самолет North American AT-6

North American AT-6 (c 1948 года Т-6) и его многочисленные варианты использовали для обучения летчиков во Вторую мировую войну и в течение многих лет после ее окончания.С 1938 года наименование Harvard закрепилось в странах Британского содружества за самолетом NA-16/BC-1. Британская промышленность в 1938 году не смогла удовлетворить потребность ВВС Великобритании в подобных самолетах, потому что заказ разместили слишком поздно. По этой причине пришлось искать самолеты за рубежом.Первым претендентом стал учебный самолет компании «North American Aviation» (NAA), к нему вскоре присоединились Lockheed Hudson и Consolidated Catalina. Harvard Mk I представлял собой ВС-1 с британскими приборами и радиооборудованием. Первый из 400 таких самолетов поступил в 3-е авиационное училище в декабре 1938 года.

ВВС Великобритании получили почти половину из 4768 самолетов Harvard, построенных NAA в Нурдине и поставленных в рамках ленд-лиза через правительство США, еще 1380 Harvard поступили непосредственно с завода в Нурдине и (после войны) от «Canadian Car and Foundry» («СапСаг»). Еще 285 самолетов T-6J для европейских ВВС поступили уже после войны как военная помощь.Почти все гигантские контракты времен войны касались АТ-6А, АТ-6С и AT-6D, ВМС США получали аналогичные SNJ-3, SNJ-4 и SNJ-5, отличавшиеся фюзеляжами с работающей обшивкой и возможностью установки пулемета в задней кабине. Обычно сдвижную часть фонаря задней кабины снимали, а переднюю кабину в полетах часто не закрывали. На большинстве самолетов ранней постройки задняя оконечность фонаря была фиксированной.

Важным шагом в совершенствовании конструкции стал NA-88, выполнивший первый полет 10 апреля 1941 года. В массовое производство его запустили еще до вступления США в войну. Из-за дефицита алюминия в конструкции крыла, закрылков, киля и всех поверхностей управления использовалась сталь, а носовую часть фюзеляжа, пол кабины и стабилизатор выполнили из древесины. Такая замена позволяла экономить на каждом самолете 565 кг алюминия, при этом масса планера возрастала незначительна а стоимость самолета почти не изменялась.NA-88 обозначался как АТ-6С, SNJ-4 и Harvard Mk IIA. После преодоления дефицита алюминия конструкцию вернули в исходное состояние, а самолеты получили обозначение (при сохранении фирменного NA-88) AT-6D, SNJ-5 и Harvard Mk III.Недостатком самолета являлся стартер инерционного типа, сложный в эксплуатации и обслуживании.

Самолет мог выполнять все фигуры высшего пилотажа, но в пилотировании не был простым. Особое внимание требовалось на посадке, довольно часто посадка завершалась списыванием самолета. Таким образом полностью требованиям к учебному самолету NA-88 не отвечал, так как был хорош только тогда, когда им управлял опытный летчик.В июне 1948 года обозначение «АТ» изменили на «Т». Стандартным послевоенным вариантом стал T-6G, в конструкцию которого внесли более 250 изменений, включая новую кабину с улучшенными обзором и приборным оборудованием и новый винт, а также увеличили запас топлива, за счет установки баков во внешних секциях крыла. Самолет также получил новое радиооборудование и стал пригодным для обучения полетам по приборам, как и более поздний Т-28. Модернизация ранее построенных машин в T-6G велась на заводе NAA в Доуни (Лос-Анджелес) и в Колумбусе (эти машины сначала обозначались Т-6Н, а затем T-6G-NT).

NA-16, будучи самолетом первоначального обучения, тем не менее, принял участие в войнах. Harvard Mk I использовались как бомбардировщики с июля 1940 года. Позже 6147-я эскадрилья тактического управления применяла самолеты в Корее, a T-6F и LT-6G Texan стали первыми самолетами передовых авианаводчиков.Похожую работу в Кении выполняли самолеты из 1340-го звена британских ВВС, действуя против Мау-Мау практически круглосуточно. ВВС Израиля использовали свои Т-6 с ноября 1948 года как пикирующие бомбардировщики, вооруженные восемью 50-кг бомбами; как минимум один самолет вооружили 12,7-мм пулеметом.В 1953 году ВВС Израиля располагали примерно 90 Т-6, но большинство из них использовалось уже как вооруженные учебные самолеты.ВВС Франции задействовали в 1956-1960 годах в Алжире порядка 450 Т-6. В 1969 году Harvard успешно применялись в Биафре для нанесения ударов по аэродромам ВВС Нигерии.Всего построены 21342 самолета NA-16 всех модификаций.