Самолет Не 162 Salamander


Создававшийся в момент крушения Третьего рейха, самолет Не 162 «Salamander» должен был стать последней попыткой отразить мощный натиск авиации союзников, однако этот реактивный истребитель появился слишком поздно. Осень 1944года. Гитлеровская Германия постепенно рассыпается под мощными ударами союзников. Особенно досаждают нацистам налеты бомбардировочной авиации  требовались кардинальные меры.Одной из таких мер стало создание Volksjager  реактивного «народного истребителя», идея которого была предложена Карлом-Отто Зауэром и реализована Министерством вооружения Альберта Шпеера. Volksjager рассматривался как небольшой (масса снаряженной машины не должна была превышать 2000 кг), простой в производстве и управлении реактивный истребитель, способный на равных противостоять как бомбардировщикам, так и новейшимистребителям противника. Вооружить самолет предполагалось одной или двумя 30-мм пушками.

Тактико-технические требования на новый самолет были выданы 8 сентября 1944 года и были внимательно изучены всеми основными немецкими авиастрои тельными компаниями. Специал? сты «Messerschmitt», «Focke-Wulf» и знаменитый ас Адольф Галланд критически отнеслись к данной идее, считая возможность ее реализации маловероятной. Идея создания массового самолета не опробованной конструкции, который будут пилотировать чуть ли не юнцы «Гитлерюгенда», была радикальной. Поэтому многие специалисты и летчики предлагали уделить больше внимания программе Me 262, но их голоса услышаны не были.К 15 сентября в списке претендентов на «народный истребитель» остались Blohm und Voss Р.211 и Heinkel Р.1073. По всем параметрам наиболее удачным выглядел Р.211, но «Heinkel» столь активно лоббировал свой Р.1073, что 24 сентября он был одобрен Зауэром и Герингом.



После бурных обсуждений 30 сентября было получено разрешение на реализацию проекта, первоначально предполагалось собирать по 1000 самолетов в месяц. Программе присвоили официальное обозначение «Salamander» («Саламандра»), хотя «Heinkel» назвала самолет Не 162 Spatz («Стрела»). Название «Salamander» почти не использовалось немцами, его больше применяли союзники. Конструкция самолета вряд ли могла быть еще более простой: фюзеляж из легких сплавов  круглого сечения, носовая отъемная часть  монококовой конструкции, остальная часть  конструкции типа полумонокок, причем носовой обтекатель, створки отсеков шасси, люки вооружения, крышка аккумуляторного отсека и внутренние стенки отсека фюзеляжного топливного бака были выполнены из деревянных материалов. Кабина летчика находилась в носовой части фюзеляжа, задняя часть двухсекционного фонаря откидывалась вверх-назад, а пилот располагался на катапультируемом при помощи порохового заряда кресле. Фюзеляжный топливный бак имел емкость 695 л. Колеса шасси и тормоза были заимствованы с Bf 109G, а силовую установку построили на базе турбореактивного двигателя BMW 003, смонтированного в мотогондоле над фюзеляжем и крепившегося тремя болтами.

Программа «Salamander» была сосредоточена на заводе «Heinkel» в Вене-Швехате, где вначале собрали 10 прототипов, от Не 162 V1 до V10, которые также считались предсерийными машинами Не 162А-0. Серийный Не 162А-1 должен был выпускаться значительным количеством заводов по субконтрактам. Крупнейшие заводы, такие как «Heinkel Nord» в Ростоке-Мариенэе, «Junkers» в Бернбурге и «Mittelwerke» в горном районе Герц использовали рабский труд заключенных и потому должны были собирать по 1000 самолетов в месяц, а общий выпуск «Саламандр» должен был достигать 6000 машин в месяц. Для реализации программы была создана специальная организация «Baugruppe Schlempp», которую возглавил Хайнрих Любке.

Первый прототип был облетан 6 декабря 1944 года и развил во время первого полета скорость 840 км/ч. Однако после посадки на VI были обнаружены различные нарушения целостности конструкции, причинами чего были недостатки конструкции и активное применение в ходе производственного процесса кислот и пр.А 10 декабря в присутствии многочисленных VIP-персон из Люфтваффе, Рейхсминистерства авиации и НСДАП, прибывших посмотреть на «спасителя рейха», первый прототип VI поднялся в воздух с аэродрома в Швехате под управлением летчика-испытателя Петера. Однако во время скоростного прохода над аэродромом на малой высоте передняя кромка правой консоли крыла разрушилась, элерон оторвался, самолет перешел в неуправляемое вращение, упал и взорвался. Петер погиб.

Для восстановления репутации второй прототип в воздух поднял технический директор завода в Швехате инженер Франк, отработавший на машине предельно возможные режимы. В результате анализа результатов испытаний хвостовое оперение немного увеличили, а законцовки крыла «загнули» вниз под углом 55°.Возникли разногласия и по составу вооружения нового истребителя. Согласно требованиям, оно должно было включать одну или две 30-мм пушки (такие как МК 108), но разработчик не нашел возможности разместить в этом случае более 50 снарядов на ствол, и в итоге выбор пал на 20-мм пушки MG 151, боезапас каждой составил 120 снарядов. Прототип VI получил 20-мм пушки, но Министерство авиации настояло на том, чтобы второй прототип V2 вооружили МК 108. В январе 1945 года провели сравнительные испытания обоих вариантов. Вибрационные нагрузки во втором случае были признаны чрезмерными, потому окончательным вариантом вооружения стали пушки MG 151 с боезапасом по 120 снарядов на ствол.

К февралю 1945 года достроили около 100 самолетов, включая 20 прототипов и предсерийных машин. Однако если для серийного выпуска самолетов была разработана поистине грандиозная программа, то таких же усилий в области подготовки летчиков не просматривалось. Но к 1944 году Люфтваффе из некогда огромной и мощной силы превратились в постоянно избиваемого союзниками «больного», испытывавшего недостаток как в авиатехнике, топливе и вооружении, так и в подготовленных пилотах. Впрочем, асы у Люфтваффе еще были  такие как оберст-лейтенант Хайнц Бэр, одержавший 220 побед и в январе 1945 года переведенный с должности командира 3-й истребительной эскадры на должность командира 162-й специальной испытательной группы (Erprobungskommando 162), формировавшейся в Рехлине.6 февраля I группа 1-й истребительной эскадры сдала свои истребители Fw 190 личному составу II группы эскадры и приступила к перевооружению на самолеты Не 162. Следом за ней на новые машины перевооружилась и II группа этой эскадры, но в последние дни существования Третьего рейха спасения уже не было. Но для полной реализации программы требовался минимум год  молодых людей надо было обучить сначала полетам на планерах, а затем быстро пересадить на Не 162. Впрочем, вскоре союзники нанесли последний удар, и «тысячелетний» рейх прекратил свое существование.