Самолет Nakajima J1N




Техническое задание японского флота на дальний истребитель сопровождения, способный эскортировать бомбардировщики при рейдах на цели в глубине Китая, привело к созданию прототипа самолета J1 N1. Самолет совершил первый полет в мае 1941 года. Сво-боднонесущий низкоплан с убирающимся шасси Л N1 был оснащен двумя двигателями Nakajima Sakae21 и 22 (противоположного вращения) и имел экипаж из трех человек. Вооружение состояло из одной 20-мм пушки и шести 7,7-мм пулеметов. Испытания показали, что J1N1 вполне подходит для роли истребителя сопровождения, но вместо этого его решили использовать в качестве дальнего разведчика под обозначе-ниемЛМЧЗ. Этот вариант отличался двумя двигателями Sakae 21, вооружением, состоявшим из единственного 13-мм пулемета для защиты задней полусферы, и уменьшенным запасом топлива (при этом имелась возможность использовать ПТБ).

После завершения эксплуатационных испытаний семи прототипов самолет был запущен в серию под обозначением «морской разведчик Тип 2», или J1N1-R. На части из этих машин пулемет позднее заменили 20-мм пушкой, сменив обозначение на J1N1-K. В начале 1943 года было решено, что самолет может подойти для использования в качестве ночного истребителя, и один самолет переделали в двухместный вариант для испытаний, установив вооружение из четырех 20-мм пушек, попарно направленных под углом вверх и вниз. После уничтожения этой машиной бомбардировщикаВ-24 Liberator переделали еще несколько самолетов, получивших обозначение J1N1 -С KAI, и организовали серийный выпуск

Часть из этих машин раннего выпуска получила небольшой поисковый прожектор в носовой части, а самолеты позднего выпуска даже оснащались простейшей РЛС. Обозначение Л N1 -Sa использовалось для ночных истребителей со снятыми для стрельбы вниз пушками, оказавшимися неэффективными. Некоторые машины, не имевшие прожектора или РЛС, осна-
щались пушкой в носовой части.Всего «Nakajima» построила 479 самолетов Л N всех модификаций. На раннем этапе применения ночные истребители Gekko довольно успешно действовали против относительно тихоходных В-24. Но против более быстрых и хорошо вооруженных бомбардировщиков В-29 Superfortress они оказались не столь эффективны. Все варианты самолета имели у США и их союзников кодовое обозначение «Irving». Многие из самолетов J1N использовались в качестве машин камикадзе на заключительном этапе войны.