Самолет Nakajima Ki-49 Donryu «Штормовой дракон»


Предполагалось, что высокая скорость и мощное вооружение сделают Ki-49 неуязвимым для атак вражеских истребителей. На деле самолет страдал недостаточной тя-говооруженностью, а боевая живучесть его оказалась низкой. Nakajima Ki-49 Donryu («Штормовой дракон») был разработан в начале 1938 года для замены тяжелого бомбардировщика Mitsubishi Ki-21 японских ВВС.

 


Получивший позднее у союзников кодовое обозначение «Helen», Ki-49 представлял собой хороший проект, но уже не соответствовал условиям, сложившимся на фронтах в 1942 году, когда первые серийные Ki-49-I (Армейский тяжелый бомбардировщик Тип 100 Модель 1) начали службу в составе 61-й авиагруппы (хикосентая) в Китае.Первый прототип, оснащенный 950-сильными (708 кВт) радиальными ПД Nakajima Ha-5 KAI, взлетел в августе 1939 года. На предсерииные машины и бомбардировщик КІ-49-1 были установлены радиальные ПД На-41 мощностью 1250 л.с. (932 кВт).


Благодаря своим пропорциям самолет выглядел относительно небольшим, хотя по своим размерам он не уступал Lockheed Hudson. Однако в фюзеляже, казавшемся узким, размещался экипаж из семи или восьми человек. Весной 1942 года были предприняты меры по повышению летных характеристик машины, усилению защиты и установке более мощного оборонительного вооружения. Nakajima Ki-49-IIa (Армейский тяжелый бомбардировщик Тип 100 Модель 2А) стал первым самолетом, оснащенным двумя радиальными ПД Nakajima На-109 увеличенной мощности.Самолет был скоростным, защищенным 5-мм бронезащитой, имел протестированные топливные баки и мощное вооружение. На варианте Ki-49-IDo вооружение усилили, установив 12,7-мм пулеметы Но-103. Варианты Ki-49-IIa и Ki-49-IIb летом 1942 года участвовали в боевых действиях в Китае в составе 7-й и 61-й авиагрупп и неоднократно бомбили базу в Чунцине, где располагалась авиагруппа генерала Шэнно.

Эти бомбардировщики поступили на вооружение и 12-й авиагруппы, базировавшейся в Медане и Сабанге на Суматре и входившей в состав 3-й Воздушной армии.Это подразделение наносило удары по целям в Бирме и на востоке Индии и несколько раз вместе с Ki-21 совершало рейды на Калькутту.В 1943 году КІ-61 из 7-й и 61-й авиагрупп, теперь базировавшихся на Тиморе, атаковали австралийский Дарвин, столкнувшись с ожесточенным сопротивлением Supermarine Spitfire Mk VC из 1-го истребительного крыла.Подразделения Ki-49 понесли тяжелые потери на Новой Гвинее, где аэродромы Вевак, Бут и Дагуа японской 4-й Воздушной армии с августа 1943 года находились под постоянными атаками австралийских ВВС и американской 5-й Воздушной армии, перешедших к наступательным действиям.Было построено шесть прототипов бомбардировщика Кі-49-ІП, оснащенного двигателями мощностью 2420 л.с. (1805 кВт). Среди экспериментальных вариантов были истребитель сопровождения Ki-58 и эскортный бомбардировщик Ki-80. Всего было построено 819 самолетов. В 1944 году Ki-49 все чаще стали использоваться в качестве самолетов камикадзе.