Самолет Mitsubishi Ki-15


Ki-15 создавался по выпущенному в 1935 году техническому заданию японской Армии на двухместный са-молет-разведчик. Построили два прототипа  один гражданский и один военный, который поднялся в воздух в мае 1936 года. Испытания проходили гладко, и самолет был заказан в серию под обозначением «армейский разведчик Тип 97 Модель 1» (Ki-15-1), первые машины были поставлены Армии в мае 1937 года. Незадолго до этого гражданский прототип перелетел из Тачикавы в Лондон, чтобы доставить снимки и кинохронику о коронации Георга VI. После этого перелета небольшое число гражданских машин, получивших обозначение Karigane I, было куплено японскими авиакомпаниями.



Задействованные в войне с Китаем армейскиеKi-15-1 чувствовали себя в небе вполне спокойно и уверенно, но только до появления у противника советских истребителей И-16. Поэтому характеристики машины срочно повысили, оснастив ее 900-сильным(671 кВт) двигателем Mitsubishi Ha-26-l. Усовершенствованный Ki-15-ll был принят на вооружение в 1939 году. По той же причине требовалось повысить характеристики самолета еще больше, и на испытания поступили два прототипа Ki-15-III с радиальным ПД Mitsubishi 102 мощностью 1050 л. с. (783 кВт).

Но в серию они не пошли, так как в разработке уже находились машины с более высокими данными. Японский флот приобрел 20 Ki-15-11, присвоив им обозначение «морской разведчикТип 98 Модель 1»(С5М1), и еще 12 самолетов с моторами Nakajima Sakae 12 мощностью 950 л. с. (708 кВт) под обозначением С5М2. Получивший у США и их союзников кодовое обозначение «Babs», Ki-15/С5М был построен в количестве 489 самолетов всех вариантов и в 1943 году переведен в подразделения второй линии. Позднее многие уцелевшие машины были задействованы в атаках камикадзе.