Самолет Mitsubishi G4M


Компания «Mitsubishi» разработала бомбардировщик G4M в соответствии с выпущенными в 1937 году техническими требованиями Императорских ВМС Японии для замены самолета G3M. Новый бомбардировщик сухопутного базирования представлял собой вместительный среднеплан, его прототип с двумя 1530-сильными (1141 кВт) радиальными ПД Kasei 11 совершил первый полет 23 октября 1939 года.

После успешного завершения эксплуатационных испытаний в 1940 году самолет был запущен в серию под обозначением «морской бомбардировщик Тип 1 Модель 11» (G4M1). Первые самолеты поступили на вооружение боевых частей летом 1941 года. Затем последовал выпуск серийных вариантов: G4M1 Модель 12, похожий на предшественника, G4M2 Модель 22 с 1800-сильны-ми (1342-кВт) ПД Mitsubishi МК4Р Kasei 21 и рядом доработок и его подвари-анты  G4M2 Модель 22А и G4M2 Модель 22В, различавшиеся вооружением. Затем выпускался вариант G4M2a Модель 24 с 1825-сильными (1361 кВт) ПД МК4Т Kasei 25 и выпуклыми створками бомбо-отсека и его подварианты G4M2a Модель 24А и 24В, также различавшиеся составом вооружения. Последним серийным вариантом стал G4M3 Модель 34, на котором попытались устранить часть недостатков предшественников, установив протестированные топливные баки и бронезащиту. В число экспериментальных вариантов, использовавшихся для отработки различных силовых установок, входили один G4M2b Модель 25, два G4M2c Модель 26, один G4M2d Модель 27 и два G4M3 Модель 36. Кроме того, значительное число самолетов вариантов G4M2a Модель 24В и 24С были переделаны в носители пилотируемой ракеты MXY7 для камикадзе, получив новое обозначение G4M2e Модель 24J. Еще до начала серийного производства самолета G4M ВМС Японии выдали срочный заказ на создание дальнего истребителя сопровождения для использования в войне с Китаем. 30 таких самолетов были построены под обозначением G6M1 на основе создававшегося G4M. Опыт их применения оказался неудачным, и часть машин позднее переделали в учебные G6M1-K или транспортные G6M1-L2.

Всего компания «Mitsubishi» построила 2446 самолетов всех вариантов, включая прототипы и 30 истребителей G6M1.
Получившие у США и их союзников кодовое имя «Betty», бомбардировщики G4M неоднократно принимали участие во многих имевших широкую известность операциях. Например, потопление «Принца Уэльского» и «Рипалса», первый налет на Дарвин в Австралии и атаки камикадзе на MXY7 (в качестве самолета-носителя).19 августа 1945 года самолет доставил японскую делегацию для подписания капитуляции.Этот бомбардировщик мог добиться значительно большего успеха, если бы на нем стояли протестированные баки и бронезащита  но из всех построенных машин ими были оснащены только 60 серийных G4M3. Все время разработчиков сдерживали слишком высокие запросы к дальности полета самолета, что по-хорошему требовало использования схемы с четырьмя двигателями.