Самолет Mitsubishi G4M "Betty"


G4M был настолько беззащитным, что получил у американских летчиков-истребителей прозвище «Одноразовая зажигалка». Все от того, что от весьма небольшого самолета хотели получить излишне большую дальность полета. Впрочем, даже в таком виде он стал, пожалуй, самым важным бомбардировщиком для авиации японских ВМС.


Вероятно, одним из поворотных моментов Второй мировой войны для британцев стало 10 декабря 1941 года, когда японцы, чьи самолеты, как считалось, «были скопированы с западных аналогов, но построены едва ли не из бамбука», в ходе авианалета отправили на дно линкор «Принс оф Уэльс» и линейный крейсер «Рипалс». Предполагалось, что это сделали старые бипланы, торпедоносцы-бомбардировщики Yokosuka B4Y, однако затем уже стало известно, что корабли потопили бомбардировщики Mitsubishi G3M и G4M. О последнем союзники ничего не знали  никто не придавал большого значения поступавшей развединформации. Еще большим шоком стала встреча союзников с истребителями Mitsubishi А6М.

Вклад японских двухмоторных бомбардировщиков в победы на Тихом океане был не слишком большим. Но более 2000 самолетов, пилотируемых храбрыми летчиками, союзники не смогли проигнорировать. Иногда бомбардировщики «Betty» наносили весьма чувствительные удары. Следует также напомнить, что именно эти машины со взлетной массой, существенно меньшей чем, например, у В-25 Mitchell, привлекались к операциям, решать которые должны были четырехмоторные, более тяжелые, самолеты. Но их разработкой японские ВМС занялись слишком поздно.Работы по G4M начались после выпуска в сентябре 1937 года задания на новый дальний бомбардировщик, который должен был прийти на смену весьма успешному G3M. Последний вступил в войну в небе Китая в июле, имел дальность полета 3700 км и весьма позитивно воспринимался командованием японских ВМС.Однако командование ВМС считало, что можно создать самолет с еще большей дальностью полета, и потому предложило «Mitsubishi» спроектировать такой самолет, установив на него два двигателя мощностью по 1000 л. с. Среди других требований были: скорость полета 398 км/ч, дальность полета с 800-кг торпедой или сравнимой бомбовой нагрузкой не менее 3700 км и сильное оборонительное вооружение, что потребовало увеличить экипаж до 7-9 человек.

Вскоре Киро Хоньо, руководивший работами по созданию нового бомбардировщика в Кагамигахаре, пришел к выводу, что решить эту задачу с имеющимися двигателями нереально. Необходимо было создать двигатели в классе мощности 1500 л. с., поэтому двигателестроительное подразделение компании предложило новый двухрядный двигатель Kasei (Mars). В остальном с проектированием проблем не возникло. Отличительной особенностью нового бомбардировщика, получившего обозначение G4M, стало наличие стрелковой позиции в хвостовой части. Данная особенность конструкции нашла свое отражение в прозвище, которое почти сразу «прицепилось» к G4M,  «Hamaki» («Сигара»).

С аэродинамической точки зрения новый самолет получился весьма привлекательным, хотя Хоньо не удалось получить крыло большого размаха и обеспечить тем самым еще большую дальность полета: размах крыла составил 25 м при длине фюзеляжа 20 м. Для обеспечения требуемой прочности конструкции Хоньо применил трапециевидное в плане крыло.
23 октября 1939 года Кацудзо Сима поднял самолет в первый полет. G4M получился неплохим. Единственное, что потребовалось изменить, так это высоту киля.К 1940 году завод «Mitsubishi» в Нагое был полностью готов к серийному выпуску, как считалось, лучшего на тот момент двухмоторного бомбардировщика. Однако к тому времени штаб авиации японской Армии принял решение закупить первую партию данных самолетов в варианте эскортного истребителя. В конце 1940 года началось производство бомбардировщика G4M1, получившего обозначение «бомбардировщик-штурмовик Тип 1 Модель 11», а в апреле 1941 года после выпуска 13 опытных машин для Армии был собран первый самолет для авиации ВМС.

К июню 1941 года Канойская авиагруппа, воевавшая в Китае, достигла состояния боеготовности и в том же месяце выполнила 12 боевых вылетов на новых машинах. В августе состояния боеготовности достигла вторая авиагруппа, а на момент атаки Перл-Харбора 7 декабря 1941 года авиация японских ВМС имела в строевых частях уже 120 самолетов G4M1. Из них 97 входили в состав 21-й и 23-й флотилий, дислоцированных на Формозе (Тайвань), а 27 самолетов Канойской авиагруппы были передислоцированы в Сайгон для атаки британских кораблей. Это были те самолеты, которые вместе с G3M2 потопили «Принс оф Уэльс» и «Рипалс», а на следующий день нанесли удар по американским аэродромам на Филиппинах. К19 февраля 1942 года японские войска захватили уже значительные по площади территории, и G4M1 уже бомбили Дарвин в северной Австралии.

С начала марта 1942 года G4M1 бомбили Рабаул, Порт-Морсби и другие цели на Новой Гвинее. Сопротивление союзников, оправившихся от первых поражений, постепенно росло, но А6М2 все равно представляли серьезную угрозу для их истребителей. Однако бомбардировщики G4M были легкой добычей  для обеспечения достаточной дальности полета разработчикам пришлось пожертвовать бронированием и протек-тированными топливными баками. Когда потери стали уже просто катастрофичными, была предпринята попытка повысить живучесть самолета  в серию пошел вариант Model 12, отличавшийся наличием углекислотной системы пожаротушения и топливными баками, протестированными дополнительными листами трехслойной резины. Был также увеличен сектор обстрела кормовой стрелковой установки, боковые блистеры заменены на обычные окна для стрельбы, а двигатели Kasei 15 модифицированы для улучшения их высотных характеристик  в целях обеспечения полета на высотах, превышающих зону эффективного огня 40-мм зениток.