Самолет МиГ-1/МиГ-З



Со времен Корейской войны аббревиатура «МиГ» стала синонимом мощи советских ВВС и высокого потенциала советской авиапромышленности. Однако менее известны ранние разработки данного конструкторского коллектива, такие как МиГ-1 и МиГ-3. январе 1939 года было принято решение о создании перспективного скоростного истребителя, в ноябре того же года группа авиаконструкторов под руководством А. Микояна и М. Гуревича приступила к работе над проектом самолета, получившего обозначение И-200 («изделие 61») и оснащаемого мотором АМ-35А. Особое внимание было уделено выбору наилучших аэродинамических форм и обеспечению чистоты отделки внешних поверхностей  это позволяло обеспечить самолету максимальную скорость полета на высоте 7000 м не менее 670 км/ч.



Эскизный проект истребителя был готов к началу декабря, а 25 декабря был утвержден макет, и на следующий день в КБ уже приступили к работе над чертежами. Первый летный прототип был построен в марте 1940 года и 5 апреля впервые поднялся в воздух. В ходе заводских испытаний И-200 на номинальном режиме работы мотора развил скорость 648,5 км/ч на высоте 6900 метров, а на максимальном режиме — 605 км/ч на высоте 3630 м. В мае того же года самолет был официально поставлен в серийное производство — в 1940 году планировалось собрать 125 истребителей. В результатах госиспытаний отмечались и недостатки — малая дальность полета и проблемы с продольной и поперечной устойчивостью. Предлагалось также повысить мощь бортового вооружения. По рекомендации летчиков-испытателей, фонарь, открывавшийся вбок, был модифицирован — центральная створка сдвигалась назад, а также предусмотрели дополнительную вентиляцию кабины. Кроме того, приборная доска теперь выполнялась с откидным щитком.


Вооружение серийного истребителя включало три синхронных пулемета  два 7,62-мм пулемета ШКАС (боезапас 1500 патронов) и один 12,7-мм пулемет БС (300 патронов). При этом ШКАСы крепились на блоках цилиндров мотора при помощи специального лафета, а БС крепился к ферме фюзеляжа. На нижней поверхности каждой консоли крыла размещались по две балки бомбодержателей  на них можно было подвешивать четыре бомбы общей массой до 220 кг или два выливных прибора ВАП-6М емкостью по 50 л каждый. Кроме того, под крылом можно было подвешивать по 4 реактивных орудия РО-82 типа «флейта» для стрельбы реактивными снарядами РОС-822. В декабре 1940 года самолет получил новое обозначение  МиГ-1, став, таким образом, первым серийным самолетом нового конструкторского бюро. В течение 1940    года было построено 100 самолетов МиГ-1, в начале следующего года истребители начали поступать в строевые эскадрильи  на февраль 1941 года войска получили уже 89 машин.

В ходе устранения выявленных в ходе опытной эксплуатации замечаний и в связи с новыми требованиями от октября 1940 года о повышении дальности полета истребителей, разработчик создал новую модификацию, обозначенную МиГ-3  в серийном производстве он сменил предшественника в декабре 1940 года.МиГ-3 получил дополнительный протестированный топливный бак на 250 л  в фюзеляже под кабиной пилота, а двигатель для сохранения эксплуатационной центровки пришлось вынести вперед на 100 мм (за счет удлинения моторамы). В результате увеличения поперечного V крыла на 6° улучшилась управляемость, а в связи с возросшей массой самолета применили колеса большего размера. Первый полет прототип этого модернизированного истребителя выполнил 29 октября

1940    года, а 9 декабря ему присвоили обозначение МиГ-3. Планом на 1941 год предусматривался выпуск 3500 таких истребителей. Советский ас Александр По-крышкин, летавший на МиГ-3, так отзывался о нем: «Эта машина мне понравилась сразу. Ее можно было сравнить со строгим, горячим скакуном: в руках волевого наездника он мчит стрелой; потерявший над ним власть окажется у него под копытами... Одно движение ручки управления изменяло его положение, бросало в переворот. Мне понравилась эта машина, качества и рисунок которой как бы подтверждали ее назначение  атака!».

22 июня 1941 года германские войска приступили к реализации плана «Барбаросса»  началась Великая Отечественная война. Интересно, что почти до самого начала боевых действий немецкая разведка не имела точных данных о наличии у СССР такого истребителя. Люфтваффе, незадолго до нападения начавшие интенсивные разведывательные полеты над территорией СССР, «ознакомились» с новой машиной  МиГ-3 сбил один высотный разведчик Ju 86Р и «посадил» второй.
МиГ-1 и МиГ-3 активно вступили в противостояние с Люфтваффе, записав на свой счет не один десяток самолетов противника. Но воздушные бои происходили в основном на малых и средних высотах, где МиГ-3 терял свои скоростные и маневренные преимущества, и в 1942 году самолет все же сняли с производства.