Самолет Meteor


ВВС Великобритании ввиду потребности в ночном всепогодном истребителе спонсировали разработку двухместного самолета Meteor. На вооружение были приняты четыре модификации Meteor NF.Ночной реактивный истребитель не намного моложе просто реактивного истребителя. Messerschmitt Me 262B-la/U-l, оснащенный РЛС, предназначался для перехвата ночных бомбардировщиков союзников. Любой ночной истребитель должен иметь РЛС, а в экипаж необходимо включать второго человека, ответственного за ее работу.По мере совершенствования реактивных двигателей росла масса полезной нагрузки самолетов, поэтому появилась возможность создания пригодного к боевому применению реактивного ночного истребителя. Никто всерьез не думал о превращении Meteor в бомбардировщик, зато установка на F.Mk 8 более совершенных ТРД Derwent 8 перевело вопрос о ночном истребителе из теоретической фазы в практическую.
 


Компания «Gloster» уже вела разработку ночного истребителя на основе Meteor, когда вышла спецификация F.44/46  техническое задание на двухместный двухдвигательный всепогодный истребитель. Ночной истребитель проектировался согласно спецификации F.24/48 на промежуточную машину на основе двухместного учебного Meteor. Наработки компании «Gloster» передали «Armstrong Whitworth», еще одной фирме концерна «Hawker Siddeley Group», обладавшей опытом серийного выпуска Meteor и мощностями для производства этого самолета в варианте ночного истребителя. С «Armstrong Whitworth» заключили контракт 6/ACFT3433 С.В.5(Ь), предусматривавший постройку трех прототипов. «Gloster» же занялась проектированием самолета, ставшего известным как Javelin.Четвертый серийный Т.Мк 7 использовали как прототип NF.Mk 11; на нем установили облегченную носовую часть фюзеляжа и внешние секции крыла от PR.Mk 10, предусмотрели монтаж четырех 20-мм пушек Hispano Mk V с боекомплектом по 160 снарядов наствол. Наконец, приняли решение об установке хвостового оперения больших площади и стреловидности от F.Mk 8.

В новой конфигурации самолет VW413 выполнил первый полет в Бэгинтоне в октябре 1949 года. РЛС и другое целевое оборудование не монтировались. Успешные испытания привели к заказу трех предсерийных (WA546, WA547, WB543) и 200 серийных NF.Mk 11.Первый предсерийный самолет WA546 выполнил первый полет 31 мая 1950 года. Оборудование всех трех предсерийных машин почти соответствовало стандартному, включая РЛС SCR-720 (AI.Mk 10) в носовом обтекателе и наличие подфюзеляжного обтекателя для приводов антенны РЛС. Самолет продемонстрировал требуемую 2-часовую продолжительность полета на высоте 9144 м, а по маневренности на некоторых режимах превосходил F.Mk 8, хотя был на 1360 кг тяжелее и менее скоростным (930 км/ч). Из-за большей площади крыла упала скороподъемность.
Первой строевой частью, получившей в октябре 1950 года Meteor NF.Mk 11, стала 256-я эскадрилья. Всего на NF.Mk 11 перевооружили четыре эскадрильи, дислоцированные в метрополии, и четыре эскадрильи, размещенные в ФРГ. Построено 338 NF.Mk 11.С вооружения NF.Mk 11 начали снимать в 1954-1955 годах, хотя в двух эскадрильях, предназначенных для борьбы с судоходством в прибрежных водах, они эксплуатировались дольше. В Истребительном командовании последней сдала свои NF.Mk 11 в ноябре

1957    года 29-я эскадрилья, в британских частях в ФРГ Mk 11 сняли с вооружения к 1960 году.Между тем в 1953 году на вооружение был принят NF.Mk 12. Построили 97 таких самолетов с американской РЛС APQ-43 в слегка удлиненной носовой части фюзеляжа. От Mk 11 новый вариант отличался и двигателями Derwent 9.В 1953 году была построена небольшая серия NF.Mk 12 в тропическом исполнении, известных как Mk 13. Эти 40 самолетов поступили на вооружение двух дислоцированных на Среднем Востоке эскадрилий, где их эксплуатировали до 1958    года. Финальным серийным вариантом стал NF.Mk 14. От предшественников его отличали новый бульбообразный фонарь кабины и еще более длинная в сравнении с Mk 12 носовая часть фюзеляжа. К сожалению все эти конструктивные изменения привели к увеличению массы. С ТРД Derwent 9, как у Mk 12, NF.Mk 14 развивал скорость не более 927 км/ч.Построили 100 NF.Mk 14 с РЛС APQ-43. Mk 12 и Mk 14 состояли на вооружении десяти ночных истребительных эскадрилий Королевских ВВС. 60-я эскадрилья Дальневосточных ВВС была укомплектована исключительно Mk 14. Все ночные Meteor сняли с вооружения в 1956-1961 годах.


Несмотря на возраст, Meteor оставался сравнительно эффективным боевым комплексом на протяжении нескольких лет. Ночные Meteor принимали участие в Суэцкой кампании, но не на стороне Великобритании. Египетский NF.Mk 13 перехватил самолет Valiant групп-кэптена Ходжеса (позже ставшего маршалом авиации) и заставил его прекратить выполнение задания. Сирийский Meteor (не МиГ-15, как это часто указывают) сбил над Ливаном Canberra PR.Mk 7. Как минимум один израильский NF.Mk 13 одержал победу в воздушном бою, сбив египетский Ил-14.