Самолет Messerschmitt Bf 109


В середине 1930-х годов набиравшим силу Люфтваффе потребовались бомбардировщики и истребители, значительно более совершенные, чем имевшиеся у них тогда. Вилли Мессершмитт оценил потенциал конструкции самолета Bf 108 еще до первого полета машины и на ее базе начал разработку одномоторного истребителя Bf 109. Конкурентами Bf 109 являлись Arado Аг 80, Focke-Wulf Fw 159 и Heinkel Не 112. Люфтваффе признали лучшими проектами Bf 109 и Не 112, заказав для дальнейших испытаний по десять самолетов каждого типа. Исходный прототип Bf 109 выполнил первый полет 28 мая 1935 года с мотором Rolls-Royce Kestrel мощностью 695 л.с., на втором прототипе установили штатный двигательJunkers Jumo 210А вбЮл.с. Предсерийные истребители отличались друг от друга вооружением. Первые три Bf 109А позже доработали в прототипы Bf 109В.К первым подвариантам относятся Bf 109В-1 с мотором Jumo 210D мощностью 635 л. с. и Bf 109В-2 с мотором Jumo 210Е в 640 л. с., который вскоре заменили 670-сильным Jumo 210G.

Выпуск серийных Bf 109В-1 начался в начале 1937 года. Первые самолеты поступили в JG-2 «Richthofen», лучшую эскадру германских ВВС.Боевой дебют Bf 109 состоялся в Испании, куда истребители отправили в составе легиона «Кондор» летом 1937 года. Незадолго до отбытия на войну пять Bf 109 приняли участие в международном авиасалоне в Цюрихе. Два представленных самолета были оснащены моторами Daimler-Benz и за счет этого обладали более высокими летными данными. Bf 109 выиграли командную гонку над Альпами, а также соревнования на скорость полета, время набора высоты и скорость пикирования. Успех закрепил 11 ноября 1937 года Герман Вюрстер, установивший на самолете с форсированным до 1650 л. с. мотором DB 601 мировой рекорд скорости для сухопутных самолетов 610,55 км/ч.

Между тем в серийном производстве Bf 109В сменил Bf 1 09С-1 с мотором Jumo 210Ga мощностью 700 л.с. Данный вариант строился также на заводах «Arado», «Erla», «Focke-Wulf» и «Fieseler». До сентября 1938 года собрали почти 600 самолетов. К началу Второй мировой войны, в сентябре 1939 года, на вооружении Люфтваффе состояло более 1000 самолетов Bf 109. После поражения Франции темп производства этих машин достиг 156 истребителей в месяц.

В 1941 году Bf 109 собирали «Messerschmitt», «Erla» и австрийская фирма WNF.К1942 году было построено почти 2700 самолетов, в 1943 году начался выпуск таких истребителей в Венгрии, где собрали еще 600 Bf 109. Несмотря на налеты авиации противника, в Германии только за 1944 год было собрано порядка 14000 Bf 109. В истории авиации Bf 109 по объему производства (порядка 35000 самолетов всех вариантов) уступаетлишь штурмовикам семейства Ил-2/10.
Bf 109 принимал участие во Второй мировой войне с ее первого дня. Без него не обошлась ни одна значительная операция Люфтваффе. В конце войны в последнем крупнейшем боевом вылете германских ВВС 7 апреля 1945 года  приняло участие 120 самолетов Bf 109. Bf 109 поставлялись