Самолет MESSER SCHMITT ME 210/410


Из самолета Me 210/410 получился неплохой Zerstorer — «разрушитель», «воздушный эсминец». Но для этого потребовалась сложная доработка с множеством изменений и переделок. В финале своей карьеры самолет был известен под названием Hornisse («Шершень»). В 1938 году Министерство авиации Германии сформулировало требования к самолету, идущему на замену Messerschmitt Bf 110. Новый многоцелевой самолет должен был вести воздушные бои, разведку, наносить штурмовые удары и бомбить, в том числе и с пикирования. Летом 1938 года с фирмой «Messerschmitt» заключен контракт на разработку Me 210, для подстраховки был заказан и Arado Аг 240. Авторитет компании«Messerschmitt» был настолько велик, что незамедлительно началась подготовка серийного производства элементов конструкции, в частности лонжеронов крыла.

В конструкции Me 210 заметно влияние предшественника  Bf 110, однако и нововведений было много, например, вооружение. Две пушки Mauser MG 151/20 и два пулемета MG 17 разместили под полом кабины, по сторонам небольшого бомбоотсека. За счет этого носовая часть фюзеляжа получилась очень короткой и почти не загораживала обзор летчику вниз-вперед. Оборонительное вооружение состояло из двух 13-мм пулеметов MG 131 по бортам хвостовой части фюзеляжа. Стрелок дистанционно управлял пулеметами из кабины. Силовая установка включала два мотора Daimler Benz DB 601А-1. На крыле монтировались воздушные тормоза, по форме напоминающие венецианские витражи.

Первые разочарования

5 сентября 1939 года дипломированный инженер-пилот Герман Вюрстер впервые поднял Me 210 VI в воздух. Рапорт испытателя вызвал разочарование: самолет имел слабую путевую устойчивость и вяло управлялся по тангажу. Вилли Мессершмитт немедленно установил на самолет однокилевое оперение большой площади, но последующие полеты выявили лишь незначительное улучшение путевой устойчиво-сти. Серийное производство, тем не менее, набирало обороты  в 1941 году уже строили Me 210А-0 и Me 210А-1. Справиться с проблемами не удалось, поэтому в марте 1942 года выпуск машин остановили.

Тогда же в марте 1942 года первый полет выполнил Me 210А-0 с новой, более длинной и высокой, хвостовой частью фюзеляжа и доработанным крылом. Изменения в летных данных самолета оказались кардинальными. Было принято решение о переделке всех выпущенных и еще недостроенных Me 210 в новую конфигурацию. Истребители поступали в воевавшую на Средиземном море эскадрилью 16./KG бив группу III./ZG 1. Несколько Me 210 выпустили в разведывательном варианте, некоторые переделали в учебные с двойным управлением. Венгерская фирма «Duna» собрала 267 экземпляров Me 210С-1 и Me 210Са-1 с моторами DB 605В, после чего перешла на производство Bf 109G.Несмотря на неудачи Me 210, признанные и самим Вилли Мес-сершмиттом, фирма продолжала совершенствовать вариант с удлиненным фюзеляжем. Самолет получил моторы DB 603А мощностью по 1850 л. с. и новое крыло со стреловидностью 5° по передней кромке. Испытания начались осенью 1942 года, а в январе следующего года появились первые серийные самолеты. Усовершенствованному истребителю дали обозначение Me 410, чтобы не напоминать о подорванной репутации Me 210.

Первоначально производственники сосредоточились на выпуске Me 410А-1 Schnellbomber с вооружением, как у Me 210А, и Me 410А-2 Zerstorer. На Me 410В стояли моторы DB 603G мощностью по 1900 л. с. Версии «U» и «R» отличались оборудованием и вооружением. На U1 в хвостовой части имелся фотоаппарат. Другие варианты разнились, прежде всего, количеством и типами пушек и пулеметов: 30-мм МК 103 или МК 108, шесть MG 151/20 или одна 50-мм ВК 5 (на U4). B-2/U4 вооружался ВК 5 и двумя МК 108. Самый необычный  Me 410В-5, способный нести торпеду справа под фюзеляжем. На самолете испытывались планирующая торпеда Friedensengel, противокорабельная бомба SB 800RS Kurt, бомба SB 1000/410. В-5 и пушечные В-6 обычно оснащались РЛС FuG 200 Hohentwiel, предназначенной для поиска кораблей.
Разведчики Me 410А-3 и В-3 несли по паре фотоаппаратов в закабинном отсеке. Как и более ранние разведчики на основе U1, варианты получились удачными, они использовались почти на всех ТВД, во всех операциях Люфтваффе, кроме налетов на Великобританию.

Антибомбер

В 1944 году рейх подвергался массированным бомбежкам и днем, и ночью. В сложившейся ситуации борьба с дневными бомбардировщиками стала главной задачей для Me 410, почти для всех вариантов с мощным пушечным вооружением. С противокорабельных самолетов даже демонтировались РЛС.Обладавшие высокой скоростью, хорошей маневренностью и мощным вооружением Me 410 сбили немало бомбардировщиков США, но понесли тяжелый урон от истребителей сопровождения.В то время в Германии испытывались новые виды вооружения, включая ракетные установки на основе разработанного для Bf 109 орудия Wfr.Gr.21.Шестиствольная револьверная установка монтировалась в бом-боотсеке Me 410, один ствол выступал под углом вверх из отсека. Стрельба велась, когда истребитель заходил под бомбардировщик, все шесть ракет выпускались за две секунды. В ходе испытаний этого «чудо-оружия» был потерян самолет, но систему установили на нескольких строевых Me 410. Результаты их боевого применения неизвестны.

Высотные варианты

Использование Me 410 в качестве истребителя стимулировало разработку высотных вариантов как дневных, так и ночных. На Me 410С планировалось установить крыло большего размаха, двухколесные опоры шасси и поменять двигатели (на DB 603JZ, Jumo 213E/JZ или BMW 801TJ). Новые капоты моторов и шасси испытывались на Me 410А/В, но версию Me 410С так и не построили. Однако появился похожий Me 410D с моторами DB 603JZ и новым крылом с деревянными внешними секциями. Проблемы с выпуском деревянных деталей заставили отказаться от варианта D в пользу Me 4 ЮН, представлявшего собой версию В-2 с внешними секциями плоскостей новой в плане формы. Размах крыла составлял примерно 23 м. Постройку прототипа Н завершить не удалось.