Самолет Martin В-26


В рамках ленд-лиза Британия получила 522 самолета Marauder, большая часть которых применялась в Северной Африке и на Средиземноморье. На этом ТВД также действовали шесть подразделений В-26 Свободной Франции. Компания Глена Мартина неожиданно получила контракт на производство Martin В-26 для авиации Армии США еще до постройки и испытаний прототипа. Самолет в дальнейшем стал одним из лучших средних бомбардировщиков Второй мировой войны. Первый полет прототип выполнил 25 ноября 1940 года, но до начала серийного производства в 1941 году пришлось устранить множество дефектов. Разнообразные технические проблемы и временное отсутствие заинтересованности авиации Армии США в новом бомбардировщике привели к тому, что В-26 в рамках ленд-лиза стали поставлять Великобритании.

В первой партии было поставлено 52 самолета Marauder Mk I, три из которых предназначались для эксплуатации в Великобритании, а остальные в августе 1942 года направили на Ближний Восток. Это были В-26А с моторами R-2800-9 или -39, вооруженные четырьмя 12,7-мм пулеметами в носовой части и двумя турельными установками. В бомбоотсек помещалась одна 907-кг торпеда. 19 самолетов Marauder Mk IA соответствовали варианту В-26В-4 с моторами R-2800-43 и тропическими фильтрами. Эти самолеты также попали на Ближний Восток, где в Египте 14-ю эскадрилью перевооружили с Blenheim на Marauder для выполнения морской разведки минных постановок и борьбы с судоходством.

Боевая карьера самолета началась в ноябре 1942 года, а первая успешная торпедная атака была выполнена в январе 1943 года. В 1943 году основной задачей Marauder стали дальние разведывательные полеты и охота на транспорты противника между Северной Африкой и Италией.В 1943 году на Ближнем Востоке появилось 100 Marauder Mk II (В-26С-30) с батареей из четырех пулеметов в носовой части фюзеляжа и крылом увеличенного размаха. Эти самолеты почти полностью поступили на вооружение 12-й и 24-й эскадрилий ВВС ЮАР в Ливии и Италии. Наконец, во второй половине 1944 года поступили 350 самолетов варианта Marauder Mk III, сочетавшего особенности B-26F и B-26G. Принципиальным отличием этих вариантов являлось увеличение установочного угла атаки крыла.

Торпеду вариант Marauder Mk III нести не мог.Marauder Mk III использовали для усиления эскадрилий ВВС ЮАР в Италии. После формирования 21-й и 30-й эскадрилий стало возможным образование 3-го авиакрыла, полностью оснащенного Marauder. На Marauder перевооружили еще одну, 39-ю эскадрилью британских ВВС; вместе с южноафриканской 25-й эскадрильей она поддерживала действия партизан Тито в Югославии. Эти эскадрильи действовали на В-26 с декабря 1944 года и до конца войны, последний боевой вылет 25-я эскадрилья выполнила 4 мая 1945 года. После войны самолеты быстро сняли с вооружения ВВС Великобритании и ЮАР, после чего утилизировали, так как США не стали забирать их обратно (так полагалось по закону о ленд-лизе). Дольше всего в Британских ВВС Marauder продержались на вооружении 39-й эскадрильи, расформированной в сентябре 1946 года в Хартуме, но позже ее восстановили и вооружили de Havilland Mosquito.

В июне 1944 года шесть эскадрилий ВВС Свободной Франции имели на вооружении Marauder. Накануне операции «Оверлорд» все эти части перебросили в Британию, но личный состав осваивал самолеты в 1943 году в Северной Африке. Оперативно командованию американской авиации в Европе подчинялись 31-я эскадра с бомбардировочными группами GB1/19 «Gascogne», GBII/20 «Bretagne», GB 1/22 «Магос»,GB II/52 «Franche-Comte» и 34-я эскадра с GB 1/32 «Bourgogne» и GB II/63 «Senegal». После высадки в Нормандии эти эскадрильи передислоцировали в юго-восточ-ную часть Франции как часть 1-й тактической Воздушной армии США, где они и действовали до конца 1944 года.Вскоре после окончания войны французы сняли с вооружения Marauder. Хотя один самолет использовался для испытаний реактивных двигателей, и это был вообще один из последних эксплуатировавшихся в мире Marauder.